НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ «НОВОГО РУССКОГО СЛОВА»

НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ  «НОВОГО РУССКОГО СЛОВА»

Как сложилась судьба старейшей в мире русской газеты

Суд в США вынес приговор двум иммиграционным адвокатам с Брайтон-бич, обвинённым в организации фальшивых запросов на политическое убежище, сообщает в четверг Радио Свобода.

Осужденные предлагали иностранцам выдавать себя за жертв преследования на родине. Адвокаты тренировали своих клиентов врать под присягой и нанимали им авторов фальшивых биографий, следует из приговора.

В феврале 2021 года, рассказывает Радио Свобода, по аналогичному обвинению были арестованы сотрудники фирмы “Русская Америка”: Юрий Моша и еще пять человек.

Моша на момент ареста был владельцем издания "Новое русское слово", претендующего на преемственность с одноимённой знаменитой газетой…

На этой новости я понял, что уже очень давно не слышал ничего о «Новом русском слове» в настоящем времени. На моей памяти легендарная газета прошла свой фантастический зенит во времена сотрудничества с одним из братьев Вайнеров- писателей, затем после перехода из лиги ежедневных изданий в лигу еженедельников, попала под контроль киевского бизнесмена Вадима Рабиновича и где- то дюжину лет тому незаметно ушла в историю окончательно.

Но оказалось, что, как говорится, «все не так однозначно»…

46-летний бизнесмен Юрий Моша, владелец «Русской Америки» и фирмы «Второй паспорт», которая в деле не фигурирует, а также новый хозяин «Нового русского слова», выходящего ныне в интернете, признал себя виновным. В обмен на признание Мошей вины прокуроры обещали не требовать для него тюремного срока, превышающего 12–18 месяцев… Суд над ним должен был состояться еще в марте. Но не состоялся до сих пор.

По мнению обвинения, “… подсудимые и другие известные и неизвестные, сознательно и умышленно сговорились друг с другом обманывать Соединенные Штаты Америки и иммиграционное агентство, и совершать преступления против Соединенных Штатов».

“… Как минимум с декабря 2019 года они помогли некоторым своим клиентам получить убежище в США по фальшивым историям”.

Когда Моша заявил, что признает себя виновным, судья, как положено, попросила, чтобы он своими словами объяснил, в чем конкретно он признается.

Моша зачитал по принесенной бумажке, что в феврале 21-го года он договорился на Манхэттене с другим лицом помочь третьему лицу получить под ложным предлогом политическое убежище в США.

«В частности, — продолжал Моша, — по крайней мере в одном случае я рекомендовал клиенту завести онлайн-блог и выразить свои мнения о своей стране, которые не отражали его истинных взглядов. Это была не собственная идея клиента, и это было сделано исключительно с целью получения политического убежища. Я знал, что эти блоги будут использованы как доказательство при подаче заявления на убежище по форме 1589, и я знал, что это клятвопреступление. Я лично помог заполнить форму 1589 и представить ее таможенно-иммиграционным властям»…

 ⁃ Это не первый случай, когда американская Фемида заносит меч над хозяином старейшей русской газеты страны. В конце 2007 года полиция арестовала тогдашнего ее владельца, уроженца Черновиц Валерия Вайнберга, эмигрировавшего в США через Польшу. Его обвинили в хищении нескольких десятков тысяч долларов у бизнесмена Левона Айрапетяна, ныне покойного, - рассказывает многолетний сотрудник НРС Владимир Козловский. -

 ⁃ Дело против Вайнберга спустя несколько месяцев было прекращено благодаря усилиям его опытного адвоката Майкла Шапиро, бывшего партнером знаменитого Барри Ивана Слотника на нашумевших процессах авторитета Япончика.

 ⁃ Айрапетян на забыл о Вайнберге, потому что через некоторое время после закрытия НРС в 2010 году обратился ко мне через посредницу, с тем чтобы я узнал у того, почем покойная газета, в последние свои месяцы выходившая еженедельно, - продолжает Козловский.

 ⁃ - Я позвонил жене Вайнберга Лиде, заведовавшей тогда русским отделом еврейской благотворительной организации United Jewish Appeal, и осведомился, сколько они хотят за НРС?

«Пять миллионов!» — быстро сказала г-жа Вайнберг.

Я слышал и цифру побольше. В тот период, когда НРС цвело и благоухало, его торговал Борис Березовский. Тогда называлась цифра семь миллионов. Обычное требование Вайнберга, чтобы вместе с газетой в покупку входил и он сам. Посмотрев на Вайнберга вплотную, Березовский отказался от затеи, как говорил мне его помощник.

Отмечу для баланса, что сам Березовский произвел аналогичное же впечатление на Джорджа Сороса.

«Побойтесь бога, Лида! — сказал я,- вспоминает Козловский. — У вас ничего нет, кроме названия и долгов».

Моя собеседница невозмутимо парировала, что если я договорюсь о вышеуказанной цене, то получу миллион.

«Мне, конечно, приятно побыть несколько секунд миллионером, — сказал я, — но это несерьезно».

Я передал слова г-жи Вайнберг посреднице, встречного предложения не последовало, и я забыл об этом разговоре до 2014 года, когда ФСБ арестовала Айрапетяна в Домодедове.

Последовали обвинения в хищении, затем мошенничестве, за которое несостоявшийся владелец НРС получил четыре года отсидки, и, наконец, смерть от рака в исправительной колонии № 12 Мордовии.

Вайнберг, как мне говорили, перебрался на ПМЖ во Флориду и перестал платить за возобновление прав на имя нашей старейшей газеты. Так оно сделалось общедоступным, и Моше оставалось лишь его подобрать…

Владимир Козловский подводит печальный итог почти полувекового знакомства с «Новым русским словом»:

 ⁃ Первый раз я попал в НРС где-то в 70-х. Знаменитый диссидент Павел Литвинов, бывший тогда моим ментором, шел туда к Седых и захватил меня с собой. Хозяин газеты решил, что высокий гость привел меня к нему трудоустраивать и поспешил заметить, что «работы у меня нет».

В те годы я учился и преподавал в американских вузах и не видел даже в страшных снах, что попаду в русскую газету. Но когда Вайнберг втайне от Седых позвал меня туда в 1983 году, чтобы меня не перехватила конкурирующая газета «Новости», открытая тогда русской мафией в лице ее первого крестного отца Евсея Агрона и его соратника Павла Палея, он сделал мне предложение, от которого я не мог отказаться (300 в неделю наличкой за любое количество статей. В те годы за такую сумму можно было купить корову).

На моих глазах в кресле хозяина НРС сменились секретарь Бунина, деловар из Черновиц, по сравнению с которым Трамп казался выпускницей Смольного института, и вот теперь Моша. Эволюция…

Сам Юрий Моша в прошлом году так рассказывал историю обретения НРС:

 ⁃ В 2019 году в Америке я начал строить платформу, которая занимается PR-ом. Мы заключили контракты примерно с 10 000 медиа, начиная с небольших провинциальных, заканчивая топовыми - «Forbes», «New York Times», «Vogue», Cosmopolitan». У нас есть контракты с медиа Канады, Новой Зеландии, Японии, Китая, Казахстана, России. То есть когда кто-то хочет, чтобы о нем написали в СМИ, мы пишем эти тексты и размещаем. Сейчас это мой основной бизнес. У нас это хорошо пошло, около 100 клиентов в месяц. Пришла такая мысль, что надо иметь свое медиа.

- Начали думать, как назваться,- продолжил Моша- Ведь как корабль назовешь, так он и поплывет. Единственный сильный бренд, который был у всех на слуху, - это «Новое русское слово». Это, как например, Кодак или Нокиа, которые ушли с рынка, но когда-то были крупными игроками в своей сфере. «Новое русское слово» было крутым брендом среди иммигрантов. Его до сих пор люди помнят и знают. Мои юристы выяснили, что сейчас бренд никому не принадлежит. Последний владелец не продлил торговую марку на него. И мы его зарегистрировали на себя…

-У нас большие планы! - говорил последний владелец марки НРС в интервью журналисту из глоода его детства Новороссийска осенью прошлого года. - Сейчас мы потренируемся на «Новом русском слове», на своем родном языке. Потом попробуем сделать медиа того же формата– «все обо всем» - на английском…

Для справки:

Первый номер газеты «Новое русское слово» вышел 15 апреля 1910 года. Она до ухода с рынка в 2010 году являлась старейшей в мире непрерывно издававшейся ежедневной газетой на русском языке.

В 1921 году тираж НРС составлял 32,4 тысячи экземпляров, в 1976 году — 26 тысяч, в 2006 году — 150 тысяч.

В апреле 2010 года в Нью-Йорке торжественно было отпраздновано 100-летие газеты. В ноябре 2010 года было объявлено о приостановке выпуска газеты. По версии издателя Валерия Вайнберга — в связи с реорганизацией издания в еженедельник. По другой версии — в связи с финансовым крахом.

Boris Fel