"О БПЛА" - Алексей Копытько

"О БПЛА" - Алексей Копытько

Не собирался на эту тему писать, но сегодня мне уже несколько реплик сбросили от альтернативно одарённых граждан, которые вещают, что это якобы Минобороны блокирует ввоз мавиков и более того – скоро начнёт эти мавики отнимать!

Постарайтесь прочитать то, что написано ниже, без эмоций и включив мозг.

1.Минобороны последовательно выступает за то, чтобы все средства, необходимые для обороны, максимально поступали в страну. Львиная доля оружия (и не только), которое в прошлом году поступило на фронт, было куплено/добыто Минобороны и поставлено такими способами, что словами не описать.

Тем не менее, у деятельности Минобороны есть определённые границы.

И есть ещё контекст, который часто очень сильно влияет.

2. Что Минобороны сделало по БПЛА.

В 2022 году в рамках МТД было получено более 20 видов разведывательных и ударных дронов зарубежного производства.

В 2022 году Минобороны, помимо полсотни байрактаров и ряда других иностранных машин, выкупило практически все машины отечественных производителей, которые на тот момент прошли необходимые процедуры, стояли на вооружении/постачанни/в експлуатации.

Благодаря этому происходит масштабирование производства. У всех производство выросло, у части – буквально на порядок (в 10 и более раз).

Все основные украинские производители законтрактованы на год (2023) вперёд.

В прошлом году были инциденты, когда особо хитрые производители получали по попе за то, что пытались сбыть изготовленные в рамках заказа МО дроны волонтёрам (ибо кэш и нет контроля), подвешивая нам сроки. Это баловство прекратили.

Важное.

Минбороны инициировало и провело решение Кабмина (30 сентября принято), которым были радикально упрощены процедуры постановки на эксплуатацию ОВТ в ЗСУ.

Если вы в гараже сделали дрон, вы можете прислать его описание в МО и с вами поработают, уяснят его годность, способность производить и т.д.

Теперь следите за руками.

Благодаря этому решению за 48 суток:

• К эксплуатации в ЗСУ были допущены 13 дронов украинских производителей.

• По семи из них уже принято решение о тестовых закупках.

• По 4 изделиям законтрактованы тестовые партии. После испытаний в боевых условиях что-то пойдёт на масштабирование.

Ранее постановка на эксплуатацию занимала 1,5-2 года. Сейчас – недели.

Всего в МО поступили 59 заявок, из которых часть – это явный шлак, но порядка трёх десятков, по мнению военных, что-то из себя представляют. С ними работают. Опыт работы по этому порядку сориентирует – оставить ли требования такими же или поднять планку для входа? Будет видно.

Сегодня, 3 января Кабмин принял изменения к постанове №174 от 1 марта 2022 года.

Согласно этим изменениям, которые докрутил как раз министр обороны Алексей Резников (ибо не все кричали ура), на период военного положения «…безпілотні літальні апарати та їх частини ЦИВІЛЬНОГО призначення та ПОДВІЙНОГО ВИКОРИСТАННЯ від донорів…» ввозятся через таможенную границу Украины «за місцем перетину державного кордону України шляхом подання у паперовій або електронній формі декларації, заповненої особою, що перевозить відповідний товар, за формою згідно з додатком 1 БЕЗ застосування заходів нетарифного регулювання зовнішньоекономічної діяльності та БЕЗ оформлення гарантійних листів, про які йдеться в абзаці 5 цього пункту…». (пункт 1).

Это то, что делает Минобороны как ведомство.

3. Теперь то, чего Минобороны не делает.

Минобороны не закупает за БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ мавики. Потому что мавики не указывает в потребностях Генштаб. Мавики в Генштабе считают «весільним дроном» (цитата). Без заявки от Генштаба Минобороны ничего не закупает.

Это формальная сторона.

А теперь воспримите ситуацию в контексте.

Есть абстрактный гражданский бытовой дрон. Который несколько месяцев беспрепятственно ввозился. Ввозился – и прекрасно. Минобороны ФОРМАЛЬНО нет до этого дела, потому что это гражданский бытовой дрон.

А потом что-то пошло не так.

Это конечно же никак не связано с тем, что появился вал информации, о том, как этот ГРАЖДАНСКИЙ БЫТОВОЙ дрон применяется в разведовательных и/или ударных целях.

Более того: общественность требует исключить этот ГРАЖДАНСКИЙ БЫТОВОЙ дрон, с которого бросают воги и который наводит артиллерию, из списка изделий ДВОЙНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Ведь это же логично, не правда ли? Артиллерия же наводится исключительно в бытовых целях.

Более того. Часть общественности требует, чтоб 1) Минобороны закупало этот 2) иностранный гражданский бытовой дрон за бюджетные средства и 3) передавало его для наведения артиллерии. Что делает историю совершенной в своей логике.

Я не буду комментировать как были впечатлены некоторые наши партнеры, увидев всю эту красоту. Ибо то, что у нас война, не отменяет во всём мире подходы к работе с изделиями военного назначения и двойного использования.

Часть партнёров задала совершенно резонный вопрос.

Когда вы создаёте прецедент такого ээээ творческого использования бытового прибора в военных целях, как вы будете аргументировать частному бизнесу, что это или другое «бытовое» изделие не может быть поставлено в Россию? Причём бизнесу не только в условно нейтральных странах.

Поэтому слова министра нужно воспринимать буквально, как министра, во всей полноте его задач. Не додумывая.

Минобороны ФОРМАЛЬНО будет вкладываться в украинские дроны согласно рекомендаций наших военных, а не в иностранные бытовые приборы. Именно такой подход обеспечит перелом на поле боя.

4. И последнее. Но чуть ли не самое главное.

Как вы думаете, что произойдёт з гражданским бытовым дроном иностранного производства, если Минобороны поставит его на эксплуатацию и начнёт поставлять в армию для решения боевых задач?

Какое регулирование возникнет на всех этапах ДО границы?

А теперь вспомните, где конкретно производится наиболее популярный на тактическом уровне дрон, за который все так ратуют?

И подумайте – стоит ли Минобороны формализовывать своё отношение, если существует РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА не только усложнить доставку, но и потерять из-за этого более серьёзные «приборы» из стран, где такая формализация вызовет глубокое недоумение…

Поэтому Минобороны концентрируется на аппаратах украинского производства.

Иногда наилучший способ решить задачу в реальных условиях – избежать влезания госоргана со своим регулированием.

Так и победим.