Лидером среди родительских вопросов является интерес к тому, что ребенок ел в детском саду. Некоторые родители с такой тревогой в голосе спрашивают о меню уходящего дня, что ребенок начинает чувствовать вину за то, что он отказался есть суп, или гордость за то, что съел (даже против собственного желания) добавку творожной запеканки.
Не спрашивайте: “Что ты сегодня ел?“. Лучше поинтересуйтесь у ребенка, что было интересного.
Второй по популярности вредный вопрос: “Тебя сегодня никто не обижал?“. Сам вопрос уже содержит посыл ребенку, что среда детского сада враждебна и нужно ожидать, что в любой момент могут обидеть. Ребенок напрягается, акцентирует внимание на “обидных“ действиях со стороны сверстников, может даже начать провоцировать своим поведением других детей, чтобы те его “обидели“ и было о чем рассказать маме.
Вместо этого лучше поинтересоваться у ребенка, с кем он сегодня играл.
Лидер родительских вопросов, адресованных школьнику: “Что ты сегодня получил?“. Ожидаемый ответ – перечисление количества оценок. Часто на этом родительский допрос заканчивается, и ребенок удаляется по своим делам, что очень печально.
Кроме отметок, ребенок получает опыт, эмоции, впечатления, улыбки, синяки и шишки. Поинтересуйтесь, чему он научился, что узнал нового, что было самым интересным или самым трудным.
Еще один раздражающие вопрос: “Как успехи?“. Этот безобидный вопрос может очень раздражать ребенка, так как далеко не каждый день у него успешный, и он боится разочаровать родителей отрицательным ответом. Делиться с родителями нужно не только достижениями, но и трудностями, и разочарованиями, и ваш ребенок должен это понимать.
Полезный вопрос, который стоит взять на вооружение всем родителям: “А если бы прожить день заново, что бы ты поменял?“. Так вы не только получите больше информации о ребенке, но и научите его анализировать свои ошибки, подводить итоги.