"О ВЕРОЯТНОСТИ ВОЙНЫ РОССИИ С ЗАПАДОМ" - Станислав Кучер

"О ВЕРОЯТНОСТИ ВОЙНЫ РОССИИ С ЗАПАДОМ" - Станислав Кучер

Карибский кризис - оазис пацифизма по сравнению с тем, где мир сейчас. Я неисправимый оптимист, однако позитивный настрой никогда не мешал мне рассматривать разные, вплоть до самых пессимистичных, варианты развития событий и делать прогнозы. Не скажу, что исходя из этих прогнозов я всегда принимал разумные жизненные решения, однако сами прогнозы - особенно в отношении глобальных тенденций и событий - сбывались почти всегда.

С 2012-го со всех доступных площадок предупреждал о том, что страна уверенно идет к диктатуре и мракобесию, и, если этому не помешать, результатом станет или распад государства, или война с Западом, или и то, и другое вместе взятое в любой последовательности. Понятно, что видел и позитивные сценарии, озвучивал их, надеялся на лучшее, но чем дальше, тем сильнее становилась уверенность в том, что это лучшее случится с Россией только после чудовищно болезненной трансформации. Вплоть до поражения в войне, которую развяжет либо Путин, либо те, кто придут сразу за ним (сейчас, понятно, об этом говорят или думают везде от кухонь до Кремля).

До февраля этого года я мрачные мысли гнал подальше, в том числе из почти суеверного желания "не накаркать", а сам планировал вообще перестать высказываться на актуальные политические темы, сосредоточившись на "работе в долгую", то есть на вопросах развития человеческого потенциала и духовного роста.

Я и сейчас уверен, что это главное, и за всеми нашими бедами стоит тот простой факт, что, грубо говоря, дух не успевает за материей, то есть прогресс личности отстает от прогресса технологий, и в результате власть-деньги-оружие оказываются в руках эгоцентричных параноиков и моральных уродов. Однако теперь, после 24-го февраля, "в долгую" и "в короткую" смешались воедино. Есть все шансы, что прогрессом духа заниматься скоро будет почти некому, поскольку слишком многие окажутся заняты войной и выживанием в прямом смысле обоих слов.

Я снова хочу и буду рад ошибиться, но, на мой взгляд, большая, с применением всех видов оружия, война России с Западом сегодня точно вероятнее и ближе, чем полет на Марс или даже Евро-2024. И чем быстрее и глубже это понимание поселится в сознании каждого, тем выше вероятность ее избежать. При том, что шансов меньше, чем кажется.

Спокойно, без эмоций. Висящее на стене ружье должно выстрелить. Доказательство тому - вся история человечества, а самое свежее и кровавое - война в Украине. Сколько народа, в том числе успешного и продвинутого, смеялось над "кликушеством" американцев (Ксения Анатольевна, как вы там?) в январе-феврале? При том, что, казалось, все было очевиднее некуда. Уничтожение оппозиции, мифологизация истории, годы насаждения украинофобии, милитаризация общественного сознания, обнуление Путина, покушение и посадка Навального, истеричная риторика со всех трибун и - вишенка на торте - 150 тысяч войск на границе с Украиной. Все вместе это не могло не привести к войне, вопрос был только в конкретной дате.

Понятно, что до последнего войны с Украиной не хотели многие в российской элите, в том числе те, кто потом был вынужден ее поддержать - но ничьи желания и позиции уже значения не имели, вагонетка уже летела по рельсам вниз, набирая скорость, остановить ее можно было только взорвав рельсы. Так бывает со всеми большими войнами - мозг отказывается верить, что "такое может случиться на моем веку", ищет и находит "транквилизаторы" в виде аргументов типа "это только демонстрация силы", "игра мускулами", "даже если начнется, будет быстро и не страшно", "началось, но они там все одумаются", "продолжается, но сюда точно не докатится".

То же самое экстраполируем на ситуацию Россия - Запад.

О популярных среди дряхлеющих чекистов мыслях, что "уж если России суждено уйти, то пусть она хлопнет дверью так, что стены затрещат у всего здания", я говорил в эфире "Ъ-fm" лет 5 назад. "На миру и смерть красна", "Мы-то в рай, а они просто сдохнут" - сейчас эту любимую путинскую мантру уже вовсю повторяют пропагандоны а вслед за ними черт знает сколько россиян. Гоп-фашизм и антиамериканизм, торжество которых мы наблюдаем, - это выпущенный из бутылки джинн, который уже живет своей жизнью и строит свои планы на мир. Мои коллеги-политологи и экономисты часто недооценивают значение витающих в воздухе ожиданий, при том что именно ожидания, напомню, играют первую скрипку на любой бирже. А ожидания сейчас самые что ни на есть неприятные и тревожные у всех, кроме уже совсем поехавших крышей фанатиков. Вчерашний пассаж Симоньян "Или мы выиграем войну с Украиной, или третья мировая" - не просто угроза. Это уже в мозгах миллионов.

Главным триггером большой войны России с Западом, разумеется, остается война в Украине. Взрывы уже гремят на территории России, воздушная тревога уже звучит в городах российского Юго-Востока. Каждый день мы читаем новости о новых поставках оружия в Украину, а решение США открыть Киеву ленд-лиз обещает сделать военное поражение России реальностью скорее, чем казалось. Я не знаю, как на самом деле обстоят дела с информированием Путина о реальном положении дел на фронте, но то, что решение запугать весь мир ядерной атакой принято - факт. Ни Лавров, ни тем более Симоньян и Соловьев без путинской отмашки на эту тему слова не скажут.

Один в один повторяется февральская история. Сначала "Да не дай Бог!", потом "Если не уступите, то все возможно", затем речь "начальника" о том, что "Нам не оставили другого выхода".

Можно, конечно, чисто гипотетически предположить, что "коллективный Запад" испугается и "сдаст" Украину - но даже это не отменит неминуемое вооруженное столкновение с путинизмом, а только немного отсрочит его. В мировых столицах это хорошо понимают и готовятся к худшему. А, когда к худшему уверенно готовятся все, вероятность оказывается на уровне погрешности. Карибский кризис, повторю - оазис пацифизма по сравнению с тем, где мир сейчас.

Хороших новости три.

Во-первых, даже в самом худшем сценарии, на планете еще много мест, которые никто не станет бомбить. Там, правда, в основном непроходимые леса, джунгли, горы, пустыни, океан или вечная мерзлота - но напрасно что ли мы все смотрели голливудские и не только фантазии на тему жизни выживших? Оптимизм наше все, да и продвинутые мастера утверждают, что реинкарнация все же есть.

Во-вторых, я могу ошибаться и очень надеюсь, что это как раз тот случай.

В-третьих, в России может произойти чудо, которое остановит войну. Чудо, напоминаю, это не когда бог исполняет волю человека, а когда люди своими руками делают невозможное.