О военно-политических связях России и Беларуси

О военно-политических связях России и Беларуси

Сегодня о Беларуси пишут все, включая тех, кто еще недавно думал, что эта страна находится где-то к югу от Патагонии и к северу от Мытищ. Поэтому рискну высказать несколько соображений, которые могут оказаться полезными для понимания складывающейся ситуации.

Беларусь занимает исключительно важное стратегическое положение в зоне потенциального военного столкновения России с НАТО и вполне реальной российской агрессии против Украины. Соответственно, аншлюс Беларуси был и остается стратегической целью Москвы. Если он произойдет, российские войска выйдут на южный фланг Сувалкского коридора, разместятся вдоль всей северной границы Украины, восточной границы Польши и так далее. Даже простой взгляд на географическую карту позволяет понять все последствия такого развития событий.

Поздравляя Лукашенко с победой, Путин ясно обозначил свои амбиции. В телеграмме сказано: «Рассчитываю, что Ваша государственная деятельность будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодных российско-белорусских отношений во всех областях, углублению сотрудничества в рамках Союзного государства, наращиванию интеграционных процессов по линии Евразийского экономического союза и СНГ, а также военно-политических связей в Организации Договора о коллективной безопасности. Это, несомненно, отвечает коренным интересам братских народов России и Беларуси». Насчет «коренных интересов» Путин, разумеется, соврал, но все остальное в комментариях не нуждается. Путин действительно рассчитывает на углубление «военно-политических связей», имея в виду, как минимум, развертывание в Беларуси нескольких ударных мотострелковых и танковых бригад.

Поторопившись поздравить Лукашенко, Путин совершил очередную ошибку. Теперь в глазах беларуского населения, в массе своей проголосовавшего против АГ, Путин ассоциировал себя с надоевшим диктатором, силой стремящимся удержать власть. Симпатий к Путину у беларусов это не прибавило, скорее, наоборот. При этом, у Путина имелась более разумная стратегия: заставить Лукашенко признать реальные итоги голосования, поддержать идею Тихановской о честных выборах, провести к власти промосковскую часть антилукашенковской оппозиции и затем шаг за шагом осуществить аншлюс. Такие возможности у него были. В этом случае он предстал бы в глазах общественного мнения и Беларуси, и Запада защитником демократии. Но инстинкты взяли свое. Помимо всего прочего, он поставил находящуюся в Москве беларускую прокремлевскую группировку в идиотское положение.

Опасность Путина не только в том, что он пытается возродить империю, что само по себе задача невыполнимая. Хуже, что он может, ошибившись в расчетах, развязать войну. С умным империалистом, понимающим пределы своих возможностей, и более или менее правильно оценивающим намерения противников, можно о чем-то договориться. Но с глупым, увы, нет.

Юрий ФЕДОРОВ, военно-политический эксперт, профессор пражского университета