Об этой трагедии молчали 30 лет...

Об этой трагедии молчали 30 лет...

45 лет назад в Китае произошла такая катастрофа, что все сведения о ней засекретили на 30 лет. И только в сентябре 2005 года на специальном семинаре из 150 официальных лиц, метеорологи и гидрологи из Китая, США и Италии представили развернутую картину трагедии, случившейся 8 августа 1975 года.

Из-за наводнения, вызванного супертайфуном «Нина», прорвало 62 дамбы. Самые катастрофические разрушения и жертвы произошли вследствие разрушения дамбы Баньцяо – плотины на реке Жухэ в провинции Хэнань. От стихии и её последствий погибли около 200 000 человек, что делает этот тайфун одним из лидеров по числу жертв тропических циклонов.

Существуют разные оценки по жертвам катастрофы; официальное число — 26 000 человек — учитывает лишь непосредственно утонувших при наводнении. С учётом же погибших от эпидемий и голода, распространившихся в результате катастрофы, число жертв на порядок больше: по разным оценкам, от 170 000 до 230 000 человек. Кроме этого, погибло свыше 300 000 голов скота и было разрушено примерно 5,96 млн построек.

Дамба, возведённая только накануне, была сконструирована таким образом, чтобы пережить крупнейшие наводнения, которые случаются раз в 1000 лет (в расчете на 306 мм осадков за день). Однако в августе 1975 года произошло крупнейшее наводнение за 2000 лет — оно явилось как следствие мощного тайфуна «Нина», установившего несколько рекордов: 160 мм осадков за час, 1631 мм за день (!), тогда как обычное количество осадков в год колеблется в пределах 800 мм. Ворота шлюза, продержавшись пару часов, не справились с пропуском такого колоссального объёма воды. Остальные дамбы и вовсе обрушились почти мгновенно.

Наводнение вызвало огромную волну воды шириной 10 км и высотой 3-7 м. Прилив за час ушёл на 50 км от берега и достиг равнин, затопив 7 провинций. Эвакуационные работы не могли проводиться должным образом из-за погоды и потери связи в самом начале стихии. В редких населённых пунктах, которые своевременно получили приказ об эвакуации, потери были относительно низкими; некоторые же сёла, стоящие первыми на пути катастрофичного потопа, были смыты с лица земли вместе с жителями. Из строя вышли автодороги и железнодорожная магистраль Пекин — Гуанчжоу. Даже через 9 дней после катастрофы более миллиона людей всё ещё были отрезаны водой от внешнего мира; пропитание для них изредка сбрасывали с самолётов. Жителей поражённых районов косили эпидемии.

На семинаре учёные пришли к неутешительным выводам. Спрогнозировать такие аномально сложные ливни нереально. Пекинская Центральная метеорологическая обсерватория прогнозировала в те дни осадки с количеством 100 мм. Трагедия была скорее антропогенной катастрофой, чем естественной. Водохранилища в районах, подверженных аномальным погодным явлениям, должны строиться с гораздо большей вместимостью и способными пропускать гораздо большие объемы воды. В районах водохранилищ нельзя возводить химические и другие предприятия, которые в случае затопления являются бомбами замедленного действия для окружающей среды.

Наилучшим способом предотвращения и контроля стихийных бедствий считается наличие системы раннего предупреждения населения с безопасной системой связи. Если бы в 1975 году связь в районе водохранилища не была прервана, то в нижнем течении реки можно было спасти людей. Многие дамбы, включая Баньцяо, были восстановлены лишь в 1993 году.