Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ - Igor Aizenberg

Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ - Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем Друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ в течение последней недели.

* В американских СМИ и в стране в целом на протяжении всей недели доминировала одна новость. На уходящей неделе, по-видимому, в значительной мере определилось, с чем, с каким «меседжем» Трамп идет на президентские выборы 2020 года. После выборов 2016 года американское общество впервые за десятилетия оказалось глубоко расколотым. Президенты, республиканцы и демократы, сменяли друг друга у власти, однако по крайней мере в последние 40 лет страна жила обычной жизнью, и политические споры не превращались в экзистенциальные конфликты, не вызывали трений между отдельными людьми, или конфликтов между разными социальными, расовыми, этническими, религиозными группами. С приходом 45-го президента все изменилось. И похоже, что он собирается сделать разжигание ксенофобии и расизма, разжигание противостояния в обществе, разжигания неприязни и ненависти одних групп людей к другим лейтмотивом своей предвыборной кампании.
- В прошлые выходные Трамп написал серию твитов, в которых в буквальном смысле набросился на четырех женщин, депутатов Палаты Представителей от демократической партии, Александрию Окасио-Кортез (Нью-Йорк), Ильхан Омар (Миннесота), Айанну Прессли (Массачусетс), Рашиду Талиб (Мичиган). Эти конгрессвумен являются представителями левого, как оно себя называет, «прогрессивного» крыла демократической партии. Президент объявил, что они не любят Америку и посоветовал им уехать в коррумпированные страны, из которых они приехали.
- Из четверых конгрессвумен, которым президент посоветовал уехать «в страны из которых они приехали» трое (Окасио-Кортес, Прессли и Талиб) родились в США и ниоткуда поэтому не приезжали, являясь гражданами США по рождению. Омар родилась в Сомали и приехала в США с родителями в десятилетнем возрасте (семья получила статус беженцев). Объединяет их, кроме левых взглядов и то, что все они относятся к расовым, этническим или религиозным меньшинствам.
- Твиты Трампа были расценены всеми демократическими политиками, как расистские и вызвали волну возмущения. Он не спорил с левыми идеями. Но нападал на конкретных людей, выбранных совершенно не случайно. Лидер демократов в Сенате Чак Шумер, выступая на пленарном заседании Сената и обращаясь к республиканским коллегам, сказал, что они могут радоваться тому, что с помощью Трампа назначают консервативных судей во все федеральные суды, тому, что снизили налоги на доходы корпораций и самых богатых американцев, тому, что США вышли из Парижского соглашения о борьбе с изменением климата, тому, что администрация Трампа отменяет различные регулятивные нормы, способствующие сохранению окружающей среды, но они должны понимать, что заключают сделку с дьяволом. Трампа осудили в своих заявлениях несколько республиканских сенаторов: Корнин (Техас), Ромни (Юта), Блант (Миссури), Коллинс (Мэн, Портман (Огайо), Туми (Пенсильвания) и единственный темнокожий республиканский сенатор Скотт (Южная Каролина).
- Палата Представителей приняла во вторник вечером резолюцию (240 "за" - 187 "против"), резко осуждающую расистские высказывания Трампа. "За" голосовали все 235 демократов, 4 республиканца и Джастин Амаш, вышедший 4 июля из республиканской партии.
- Однако, лидеры республиканцев (Макконнелл в Сенате и Маккарти в Палате Представителей, целый ряд других республиканских законодателей) осудить заявления президента отказались, сказали о том, что он не расист и заявили, что демократы «играют в политику». Особенно странно выглядел один из наиболее активных нынешних сторонников Трампа сенатор Грэм, заявляя, что «президент не расист». Дело в том, что в 2015 – начале 2016 года Грэм на всех телеканалах (включая Fox) многократно говорил о том, что Трамп – расист, ксенофоб, фанатик, не разделяет ценности республиканской партии и не может быть президентом.
- Сам же президент продолжил свои крайне резкие выпады против четырех конгрессвумен. В среду, выступая на митинге своих сторонников в Гринвилле (Северная Каролина) Трамп одну за другой, представлял их как врагов, и когда дошла очередь до Омар, сторонники Трампа начали скандировать «send her back» - «вышли ее обратно». Скандал после этого разгорелся с новой силой. Утром в четверг несколько республиканских законодателей поспешили сказать, что президент тут не при чем, что он даже сразу продолжил дальше свою речь, чтобы это скандирование прекратилось. Сам Трамп, когда перед мероприятием в Белом Доме в четверг, журналисты спросили его об этом, сказал то же самое: «я сразу продолжил говорить дальше». При этом по многим телеканалам прокрутили видео с секундомером. Скандирование «вышли ее обратно» продолжалось 13 секунд, в течение которых Трамп, как было хорошо видно, не собирался говорить дальше а с нескрываемым удовольствием слушал.
- Однако уже в пятницу утром президент, словно, забыл о том, что «это не он», сказал, что все пришедшие на его выступление в Гринвилле – «потрясающие люди» и «потрясающие патриоты» и развил снова идею о том, что если кому-то не нравится наша страна, то этот кто-то может и должен из нее уехать. Отвлекаясь от новостей нынешних, следует заметить, что в 2015-2016 годах Трамп в своих предвыборных выступлениях постоянно повторял: «наша страна находится в полном беспорядке».
- Почему все это так важно в свете выборов будущего года? Попытаюсь объяснить. Я довольно давно живу в США. Много лет после приезда в страну жил на юге, крайне консервативном и совершенно республиканском. Но могу сказать, что во всяком случае в двухтысячные, нулевые и начале десятых годов, было совершенно невозможно представить себе, чтобы кто-то даже намеком показал, что он расист или ксенофоб, предложил иммигранту «убираться обратно». Партии у власти и президенты менялись, но отношения между людьми не были напряженными.
Разжигание межрасовых, межэтнических, межконфессиональных противоречий – это путь к расколу страны. Отождествление себя со страной, нелюбовь к себе с ненавистью к стране, объявление политических оппонентов – врагами страны, а свободной печати – врагами народа – это путь в никуда.
- То, что делает президент, понятно. Он избрал в качестве своих мишеней четырех женщин, политиков левых взглядов, представителей меньшинств. Он хочет представить их как лицо демократической партии. Объявляя их врагами, он разжигает ненависть лично к ним, к представителям соответствующих меньшинств, и внушает тем, кто его слушает, мысль о том, что все демократы – враги, ненавидящие Америку.
- Невозможно, чтобы в демократической стране все люди придерживались одних и тех же взглядов. Невозможно, чтобы все политики придерживались одного политического направления. Демократия тем и отличается от автократии и диктатуры, что в демократической стране есть разные мнения, разные направления в политике, а что сегодня по душе большинству, решается на выборах при общем согласии о том, что есть свобода мнений и свобода выбора.
- Когда глава государства объявляет политических оппонентов врагами и требует, чтобы они убирались из страны, когда эти политические оппоненты намеренно выбираются в качестве мишеней нападок потому, что являются представителями меньшинств, когда при этом глава государства еще и намеренно разжигает ненависть к этим оппонентам, это все напоминает то, что уже происходило в истории и очень плохо заканчивалось. Политические споры должны происходить в парламентах и в ходе цивилизованных дискуссий, а не превращаться в разжигание ненависти.
- Из всего этого понятно, что предвыборная кампания 2020 года будет очень жесткой, и президент явно наметил ее контуры. Он не собирается спорить о политике, он объявляет политических оппонентов врагами, выбирая мишени для своих атак среди представителей меньшинств. Его посыл: Либо вы любите страну в моем лице, либо вам не место здесь.
- Нельзя забывать о том, как проводятся выборы президента. Они не прямые, и проводятся в каждом штате отдельно. И победитель выборов в штате получает голоса всех представителей этого штата в коллегии выборщиков (исключение – шаты Мэн и Небраска), число которых равно числу депутатов этого штата в Палате Представителей. Очевидно, что Трамп делает ставку на основную группу тех избирателей, которые обеспечили его победу в так называемых swing штатах в 2016 году, на белых мужчин из низших слоев среднего класса и белых рабочих. Такие штаты не имеют устойчивых политических предпочтений и голосуют то за демократов, то за республиканцев. Это прежде всего Мичиган, Висконсин и Пенсильвания (именно эти три штата решили исход выборов в 2016 году), а также Огайо, Айова, Флорида, Северная Каролина, можно добавить сюда Индиану и Аризону. И нет сомнений в том, что именно в этих штатах и будет решаться исход президентских выборов 2020 года. Потому что практически во всех остальных штатах результат предсказуем заранее. Скажем, Техас проголосует за Трампа. А Калифорния за кандидата демократов. А вот во всех упомянутых штатах результат предсказать нельзя. И во всех этих штатах Трамп выиграл в 2016 году.
- Что противопоставят этому демократы? С моей точки зрения, которая совпадает (что лестно для меня) с точкой зрения лауреата Пулитцеровской премии Томаса Фридмана, высказанного им несколько дней назад в Нью-Йорк Таймс, демократам нужен кандидат, который сможет объединить страну вокруг ее традиционных ценностей, представит программу, которая позволит создавать больше рабочих мест с бОльшей зарплатой, модернизирует систему медицинского страхования, сочетая частое страхование с государственным для тех, кому частное не по карману и так далее. На сегодняшний день у демократов 23 кандидата в президенты, 20 из которых встретятся 30-31 июля во втором туре телевизионных дебатов. Общенациональные опросы среди демократов показывают, что на сегодняшний день лидирует бывший вице-президент Джо Байден (22-24%), далее идут сенаторы Элизабет Уоррен (15-16%) Камала Харрис и Берни Сандерс (у обоих 14-15%). Остальные кандидаты заметно отстают. Общенациональные опросы о шансах этих кандидатов против Трампа, если бы выборы состоялись сегодня, говорят о том, что Байден выиграл бы с большим преимуществом (51%-42%), остальные упомянутые кандидаты демократов также опережают Трампа, но с незначительным преимуществом, которое не позволяет говорить о большинстве в коллегии выборщиков (вспомним, что Клинтон опередила Трампа в 2016 году на 3% в общенациональном масштабе, но выборы проиграла, поскольку большинство в коллегии выборщиков получил Трамп).
- У меня сложилось ощущение, что многие кандидаты от демократической партии пока что больше борются с Байденом, чем с Трампом, и пока что заняты популяризацией своих идей среди собственно демократов. При этом, с моей скромной точки зрения, например, идея о государственной медицинской страховке для всех, поддерживаемая Сандерсом, Уоррен и Харрис, хотя и популярна среди избирателей-демократов, придерживающихся более левых взглядов, во-первых, не осуществима на практике (хотя бы потому, что в Сенате не будет 60 голосов, чтобы принять соответствующий закон), а во-вторых, не является выигрышным козырем в борьбе за голоса swing избирателей в swing штатах (то есть избирателей без устойчивых политических симпатий в таких же штатах). А именно эти избиратели и эти штаты будут решать исход президентских выборов.
То, что популярно среди большинства в Калифорнии и в Нью-Йорке и может помочь выиграть праймериз в демократической партии, может в то же время оказаться бесполезным и даже вредным с точки зрения борьбы за голоса swing избирателей в Висконсине, Огайо, Мичигане.
Пока же для большинства демократических кандидатов борьба идет за номинацию от их партии на пост президента, а не за сам пост президента. Логика политической борьбы… Замечу, что не всегда оправданная.
- Осенью число кандидатов от демократической партии точно уменьшится. Поскольку те, кто по опросам явно проигрывают и не могут собрать достаточно денег для продолжения своей кампании, будут сходить с дистанции. Праймериз, на которых будут избирать кандидата в президенты, начнутся в феврале 2020 года.

* А пока что все, кто следят за политическими новостями из США, ждут ближайшей среды, 24 июля. В этот день бывший специальный прокурор по расследованию вмешательства России в выборы 2016 года Роберт Мюллер выступит на слушаниях в двух комитетах Палаты Представителей. В 8-30 утра по времени Восточного побережья начнутся слушания в юридическом комитете, в 12-00 – в комитете по разведке. Основные телеканалы будут транслировать слушания в прямом эфире и уже анонсировали специальные передачи с 8 утра в среду.
- Слушания эти важны прежде всего потому, что согласно опросам отчет Мюллера в том или ином объеме читали не более 20% американцев. Скорее даже большинство из этих 20% только начинали его читать, либо выборочно просматривали. Обвинительные заключения Мюллера читало уж совсем малое число людей. А телевизор смотрит гораздо большее их число. Прямая трансляция с последующим повторением основных моментов в вечерних новостных эфирах, с комментариями законодателей и экспертов может просветить много людей, и о множестве контактов представителей Трампа с российскими представителями, и о технологиях, использовавшихся ГРУ при вмешательстве в выборы, и о десяти эпизодах препятствования президентом правосудию, когда он предпринимал действия, чтобы остановить расследование. Очень многое, конечно, будет зависеть от того, какие вопросы будут задавать Мюллеру. Он – очень опытный участник слушаний в Конгрессе. Будучи в течение 12 лет директором ФБР, а до этого работая в министерстве юстиции, он выступал не менее, чем на 60 слушаниях. Но предстоящие слушания будут особенными.

Свой еженедельный дайджест через неделю я посвящу слушаниям с участием Мюллера.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.

Igor Aizenberg