"Обвал цен на нефть: почему торговая война не будет затяжной" - Олег Пономарь

"Обвал цен на нефть: почему торговая война не будет затяжной" - Олег Пономарь

9 марта на мировых рынках произошел резкий обвал цен на нефть после разрыва сделки России с ОПЕК. За два дня до этого стороны не смогли договориться о продлении соглашения об ограничении добычи черного золота.

Что произошло – простыми словами. Все началось с коронавируса. Он – первоначальная причина, спусковой крючок. Из-за эпидемии снизился мировой спрос на нефть (люди меньше летают и ездят) — примерно на 1,5 млн бочек в день.

ОПЕК и РФ собрались в пятницу, 6 марта, в Вене, чтобы договориться на это количество сократить добычу, чтобы цена осталась прежней.

Россия говорит – мы не будем на этот раз сокращать. Мы в прошлый раз сократили вместе с ОПЕК, но посмотрите на США – они, как и мы, не члены ОПЕК и только наращивают добычу, вышли уже на первое место в мире и пользуются тем, что мы держим цены (США добывают 13 млн бочек в день, РФ — 11, Саудовская Аравия – 10 и СА — член ОПЕК). Сокращайте добычу только ОПЕК (т. е. только СА из первой тройки).

Саудовская Аравия ответила отказом, и россияне встают из-за стола и выходят из зала переговоров.

Саудиты сказали, что РФ пожалеет об этом дне, и уже в субботу предложили своим клиентам в мире скидку в $7-8 на все будущие контракты. В понедельник, 9 марта, на бирже цена на нефть рухнула.

Что произошло? Игра в покер. Россияне с не очень хорошей картой поднимали ставки и блефовали в надежде, что саудиты сдадутся. Но саудиты решили открыть карты, и их карты лучше.

Почему? Себестоимость в среднем по месторождениям в СА — $15 за бочку, а в РФ — 25. Подушка прочности у саудитов – триллион долларов, у России – 500 млрд. То есть в ценовой войне (при очень низких ценах) Саудовская Аравия может продержаться в четыре раза дольше.

Далее запаниковал Трамп, поскольку вместе с нефтью рухнул и фондовый рынок, а биржа и экономика – его единственный козырь на выборы. Он написал твит, что $40 за бочку — цена, которая устроит всех (у американских сланцевиков себестоимость — $30 за бочку). Дешевый бензин — сомнительный бонус для Трампа, потому что в сланцевой отрасли могут потерять работу десятки тысяч человек.

Что далее? Как мы видим, война не выгодна никому. У всей троицы (Трамп, Путин, Мухаммед ибн Салман Аль Сауд) более чем дружеские отношения. Поэтому война не будет затяжной и на уничтожение. Компромисс должен быть найден.

Уже вчера, 9 марта, министр финансов США встречался с послом РФ в США — мирил и остужал.

Олег Пономарь