Охотники за взяточниками уже на низком старте

Охотники за взяточниками уже на низком старте

В Украине начинает работать новое подразделение, которое обещает вычислять коррупционеров среди VIP-чиновников даже по фотографиям в соцсетях.

К концу года в долгожданное Антикоррупционное бюро наберут еще 60 детективов. Эти новички будут работать вместе с 70-ю уже набранными борцами с коррупцией. Всего их будет 242 человека. "Сегодня" эксклюзивно пообщалась с детективами, их руководителями и тренерами.

Сейчас бойцов в новой структуре — 70 (64 парня и 6 девушек). Набирать дополнительный штат тут решили, чтобы "закрыть" регионы: если там что-то случится — туда смогут направить группу из детективов, объясняют в НАБУ. Напомним, зарплата сыщиков — 30 тысяч гривен. Их мишенями станут нечистые на руку министры, их заместители, начальники департаментов в госорганах, прокуроры и судьи. К кандидатам, кроме ряда требований, выдвигались два главных — юридическое образование и минимум 2 года опыта работы в юриспруденции. Каждому из них, чтобы стать детективом, предстояло ответить правильно минимум на 70 вопросов из 100. Как рассказали нам в НАБУ, даже ответив на 69, кандидат не проходил на дальнейший этап конкурса. Впрочем, о тех, кто прошел, в НАБУ нам рассказали, что за 54 кандидатов спецкомиссия голосовала единогласно.

Детективы будут работать не по одиночке, а группами. Эти команды сформированы так, что часть специалистов в недавнем прошлом были гражданскими, вторые же работали следователями и оперативниками. "Группы сформированы так специально, чтобы детективы в работе дополняли друг друга, а итог расследования был качественным", — сказали нам в НАБУ. "Сегодня" пообщалась с руководством Бюро и теми, кто через несколько недель отправится по-новому ловить в Украине взяточников в высших эшелонах власти.

СЫЩИК АЛЕКСАНДР: "Нас обучал и агент из ФБР"

— Расскажите о себе. Из какой сферы вы пришли в детективы?

— До НАБУ у меня было три места работы. Деятельность была связана с продажами продуктов.

— Почему пришли работать детективом?

— Я хотел работать в госслужбе и менять страну к лучшему. Но в той системе госорганов, которая была раньше, это было невозможно: слишком маленькие зарплаты и никаких дополнительных бонусов. Другими словами, идти работать в систему и голодать я не хотел, а брать взятки— тем более. Когда год назад узнал о создании НАБУ, начал мониторить информацию о конкурсе. Я рад, что прошел. С самого начала меня поддерживала жена: она настаивала на том, чтобы я быстрее подавал документы на конкурс.

— Чем были интересны иностранные лекторы (будущим детективам читали лекции заграничные специалисты. — Авт.)?

— В числе иностранных лекторов у нас был и агент ФБР: он рассказывал о работе антикоррупционеров в США. Нам много рассказывали о том, что важную информацию о человеке можно узнать даже в соцсетях. Поэтому я не исключаю, что нас заинтересуют и фото, которые в соцсети выложит тот или иной чиновник — например, если он запечатлен на дорогой яхте. Кстати, в Украине хорошо работают активисты. Помните случай, когда появились фото автомобилей и домов одного из гаишных начальников? Так вот, мы будем тесно работать с активистами, которые занимаются разоблачениями.

— Как будете узнавать, что тот или иной чиновник — взяточник? Каким будет алгоритм расследования?

— О том или ином факте человек может прийти и рассказать лично. Поводом для проверки может стать публикация в СМИ и анонимное сообщение с описанием происшедшего.

— Нет ли опасений, что в суде дело может "рухнуть" при содействии судьи, даже если собраны веские доказательства?

— Мы будем работать так, чтобы этого не произошло, а доказательная база была идеальной. У нас также будет право обжаловать оправдательный приговор.

— Детективы проходили детектор лжи. Чем запомнилась проверка?

— Волновался. Вопросы были разными: например, давал ли я взятки, собираюсь ли нарушать закон... Но поскольку я не работал на госслужбе, то ряд вопросов меня не касался.

new_image5_117

Экс-бизнесмен: "Детективы будут сотрудничать с активистами"

ЕЛЕНА: "До НАБУ я была прокурором"

— Кем вы работали до того, как стать детективом?

— Я работала 6 лет в прокуратуре Кировоградской области. Начинала со следователя, была гособвинителем. О конкурсе узнала из интернета, и стало интересно попробовать себя. Приятно узнать, что попала в число 70-ти, прошедших все этапы.

— Какой вопрос на собеседовании в НАБУ для вас был самым сложным?

— О Межигорье. У меня спросили, что нужно сделать, чтобы арестовать эти активы. Я ответила, что без подозреваемого нельзя арестовывать имущество, но в УПК есть нормы, которые позволяют это сделать.

— Сколько времени занял конкурс в НАБУ?

— Около 3—4 месяцев — с момента подачи документов до объявления результатов.

— Какая работа предстоит?

— Обязаны будем собрать все допустимые в суде доказательства вины подозреваемого. Если качественно соберем, то подозреваемый не найдет лазейку, чтобы избежать наказания.

— Вам читали лекции иностранные эксперты. В чем отличие украинского расследования от иностранного?

— Например, статус диктофонной записи. Если один из субъектов ведет скрытую аудиозапись на диктофон (второй об этом не знает), после чего запись предоставляется правоохранителям, то она является легитимным доказательством. А в Украине она доказательством не считается.

new_image3_218

Экс-обвинитель. Была озадачена вопросом о Межигорье.

ГИЗО УГЛАВА: "Купить" детектива будет нереально"

О первом заместителе директора НАБУ Гизо Углаве его коллеги говорят, что тот редко дает интервью, но для "Сегодня" он сделал исключение.

— Когда детективы приступят к полноценной работе?

— Мы планировали начать с 1 октября, но к этому времени конкурсная комиссия так и не выбрала антикоррупционного прокурора. Сразу же после формирования антикоррупционной прокуратуры мы начнем работу. Думаю, что это произойдет в конце ноября-начале декабря. С этого времени начнутся расследования, и можно будет говорить о первых результатах.

— Чьи коррупционные действия будут расследовать детективы?

— Есть четкая подследственность — госслужащие первой и второй категории. Это коррупция в высших эшелонах власти, то есть действия премьер-министра, министров и их замов, начальников департаментов, народных депутатов, даже бывших президентов. Также в подследственности Бюро все судьи, если это связано с коррупцией. Детективы будут расследовать дела, касающиеся земельной сферы, госзакупок, выдачи лицензий и многого другого.

— Сколько было желающих стать детективами и какими были требования?

— Заявления подали около 2700 человек, к тестированию были допущены 2500. Из них после первого этапа конкурса (проверялись на знание законодательства) прошли свыше 900 желающих. После второго этапа остались 222 кандидата. После собеседования были отобраны 70, среди них — шесть девушек. Конкурс дал нам возможность выбрать подготовленных и мотивированных людей. Главные требования — юридическое образование, опыт работы не менее двух лет в сфере юриспруденции, знание законодательства, логическое мышление, принципиальность.

— Кем работали ваши сотрудники до создания НАБУ?

— Детектив — это новинка правоохранительных органов Украины: не было таких универсальных специалистов, ведь они будут заниматься и оперативной, и следственной работой. Прошли разные кандидаты — с опытом работы в прокуратуре, следственных органах и оперативных службах. Но есть и без опыта. Это дало нам возможность сформировать смешанные группы. То есть в таких группах детективы будут учиться друг у друга, дополняя знания и способности.

— Из каких стран были иностранные тренеры?

— Были приглашены эксперты из Америки, Грузии, Великобритании, Финляндии и Канады. У них есть опыт расследования коррупционных схем и схем отмывания денег, поиска украденного имущества.

— Как будут разоблачать коррупционеров?

— В своей работе детективы будут использовать открытые источники информации, также у них будет доступ ко всем государственным базам. Новинкой расследований будет анализ информации из открытых и закрытых баз. Создано спецуправление, где работают детективы-аналитики. Их задача — выявление коррупционных схем в госслужбах.

— Будут ли региональные офисы НАБУ?

— Законом предусмотрена такая возможность, но детективы пока что будут работать в центральном офисе, а если потребует ситуация, то в регион будет откомандирована группа.

— Как будете контролировать детективов? Их могут искушать...

— Первое — будет разработан кодекс этики. Второе — уже создано управление внутреннего контроля. Третье — детективы будут работать в группах. А со всеми договориться о взятке будет невозможно.

new_image_263

Первый заместитель главы НАБУ. Курирует работу детективов.

ТРЕНЕР: "Учили работе с информаторами"

— Расскажите подробно об обучении детективов. Чему они научились?

— Изучалась специфика следственных действий, стратегическое планирование расследования, правила работы с информаторами, были задания по финансовому расследованию... В конце тренинга мы делали симуляцию расследования. Для детективов было очень много заданий. Присутствовали эксперты, которые сразу выявляли плюсы и минусы в их работе. Например, в одной из ситуаций детективам нужно было пройти на охраняемый объект. В итоге они прошли, но потеряли время  — а в их задачу входила как раз экономия времени. Уже позже, при анализе ошибок, мы прорабатывали, как можно было лучше поступить. Один из примеров — проведение обыска в помещении. Нужные документы были специально спрятаны в сейф, ключ от которого был у адвоката. Детективы добились того, что получили ключ и нашли документы. Присутствующая при одной из симуляций судья указывала на недочеты, то есть "гоняла по ошибкам". Так что можно сказать, что на нынешний момент детективы получили все базовые знания.

— Какие украинские специалисты приглашались для обучения детективов?

— Сотрудники ГПУ, следователи из  МВД, судьи.

— Будут ли детективы мониторить соцсети?

— Безусловно. Их учили работе с социальными сетями, реестрами, различными базами данных.

new_image4_171

Чумаченко. До НАБУ Елена была преподавателем по управлению персоналом.

ПРОКУРОР ИЗ ФИНЛЯНДИИ: "У нас коррупция тоже есть"

Один из лекторов, прокурор из Финляндии с опытом работы более 20 лет Мика Аалто рассказал, что главное в работе детектива — собрать максимум письменных доказательств.

— Чему вы научили украинских детективов?

— Хочу, чтобы в их работе было несколько важных наработок. Потому что коррупция — одно из самых сложно расследуемых преступлений, а задача детективов — облегчить рассмотрение дела судом. Они должны собрать максимум доказательств, чтобы даже 8-летний ребенок понимал, о чем идет речь. Еще одна задача детективов — уметь систематизировать доказательства, прежде всего письменные, и из тысяч документов выбрать для прокурора и суда самые важные. Другими словами, нужно достичь такого результата, чтобы в конечном итоге детектив знал лучше защиты подозреваемого, когда и что произошло. Кроме того, в материалах дела должно быть разъяснено, как и где то или иное доказательство удалось добыть детективу. Устные показания свидетелей — косвенные, не столь весомые как письменные.

— Какими вы увидели украинцев, пришедших работать детективами?

— У них разные знания. Одни — эксперты в уголовном праве, другие — в гражданском. То, что они молоды (большинству 26—28 лет. — Авт.), можно расценивать по-разному. Минус в том, что у некоторых мало опыта работы в своей сфере, но их возраст — это весомый плюс, ведь они — своеобразный "чистый лист", они еще не разъедены коррупцией. Я вижу в них потенциал, верю в них. После того как было создано НАБУ, есть надежда, что наказан будет каждый коррупционер, каждый, кем движет жадность.

— Сравнивая украинские и финские реалии, в чем заметили самую большую разницу?

— В Украине население абсолютно не доверяет ни одному из высших чиновников. Это проблема. В Финляндии, по сравнению с Украиной, более доверительное отношение к власти.

— Много ли коррупционеров в Финляндии?

— Бытовой коррупции нет! У нас не подкупают ни врачей, ни полицейских. К тому же  Финляндия — небольшая страна, многие друг друга знают, поэтому у коррупции есть шансы очень быстро "всплыть". А вот коррупция в земельной или тендерной сфере у нас есть: мы с ней боремся.

— Не боитесь ли вы, что украинские судьи будут отпускать коррупционеров? Возможно, после прессинга на коррупционеров со стороны НАБУ взятки в судах только вырастут?

— Я верю в детективов. К этому добавлю, что в подследственность Бюро попадают и судьи. Если судья будет чувствовать угрозу наказания за неправомерно принятое решение, то обязательно задумается, стоит ли ему закрывать глаза на коррупцию.

new_image2_277

Мика Аалто. Говорит, что с бытовой коррупцией не сталкивался.

segodnya.ua