От космической программы к перипетиям генетики: Как и почему менялись фильмы о Джеймсе Бонде

От космической программы к перипетиям генетики: Как и почему менялись фильмы о Джеймсе Бонде

Фильмы про Джеймса Бонда начали снимать в 1962 году и продолжают до сих пор. Многие полагают, что главной целью фильма было создание образа современного британского героя — и реклама британского стиля жизни. В любом случае, картины о Бонде всегда отличались тем, что были на гребне моды — в отношении вещей, людей и идей. Вот почему они так сильно изменились за последние примерно шестьдесят лет.

Каждой эпохе — свой Бонд

Агент 007 в любой картине сдержан характером и почти вызывающе элегантен, верен своей стране и определённым принципам, у него всегда самые современные гаджеты и он веет сексуальностью. И всё же Бонды разных лет отличаются, отвечая на запросы своих эпох — в том числе их представления, что считать элегантным и сексуальным. И крутым.

Первым Бондом стал Шон Коннери, буквально, как и его герой, воплотив ироничную поговорку, что идеальный английский джентльмен — это шотландец (не все понимают, но это две разные национальности, сосуществующие в одной стране). Коннери сумел нести на себе двадцатисантиметровый, не меньше, блеск элегантности с непередаваемой затаённой иронией, что буквально очаровало зрителей. Всех последующих Бондов подбирали так, чтобы они внешне походили на Коннери — темноволосые, мужественные — но внутренней иронии им определённо не хватало.

Линию элегантных Бондов решили перебить в 2006 году, взяв на роль главного спецагента мира кино неяркого блондина Дэниэла Крейга с лицом английского «чавви», парня с улицы. Упростился не только Бонд, но и его гаджеты. У него больше не супермашина от гениев инженерной мысли, а просто автомобиль, выигранный в карты. Мальчики со сложными лицами перестали быть редкостью и больше не так манят, а вот «уличный пацан» для многих рафинированных зрительниц — нечто редкое и по-своему из-за этого притягательное.

Теперь поговаривают о том, чтобы появился Бонд — женщина. Почему? Игры с введением в старый сюжет новой героини — на гребне моды. А картины о Бонде всегда моднее модного.

Девушки Бонда отвечают духу времени

Девушки Бонда в разных фильмах не просто отвечают стандартам красоты, словно сходя с обложек глянцевых журналов своих лет. Меняется и их роль в сюжете. Если в первом фильме Ханни Райдер появляется для того, чтобы переспать с Бондом и оказаться той самой принцессой, которую должен спасти принц на белом коне, то уже во второй ленте девушки в кадре проявляют большую активность и являются практически коллегами Бонда. Да, шестидесятые — расцвет очередной волны феминизма, и кинематограф откликается на запрос зрителей, как может. Кстати, и сама тяга Бонда переходить в постель в любой непонятной ситуации — тоже запрос на повестку шестидесятых с цветущей идеологией свободной любви.

Тем не менее, действительно активной девушкой Бонда впервые становится советская агентесса КГБ Аня Амасова в фильме «Шпион, который меня любил». Вместе они срывают атаку атомными бомбами Нью-Йорка и Москвы — чтобы потом заняться любовью на подлодке, конечно же. В следующем фильме, для равновесия, Бонд развлекается с агентессой ЦРУ и на космическом аппарате. Что касается бомб, кстати, то их пытаются взорвать в очень многих картинах про Бонда.

Мода на актрис неевропейской внешности ещё не успела набрать обороты, а Бондиана уже вводила героинь с азиатской и афровнешностью. Уже в пятом фильме серии, «Живёшь только дважды», расследование Бонду помогают проводить две японки, Аки и Кисси. Но первая чернокожая агентесса (а не проходной персонаж и не злодейка) появилась только в 2002 году — американка Джинкс в исполнении Холли Берри.


Побывал Бонд и однолюбом — в исполнении Крейга он женился и девушку Бонда спасал уже не как мимопроходящий рыцарь, а как человек, который действительно беспокоится о своей возлюбленной. Это отражает моду на моногамные семейные отношения, которая, к удивлению всех аналитиков, вдруг стала преобладать в эпоху всеобщего сексуального образования. Женщины снова стали ценить не соблазнителя, а верного друга жизни. Впрочем, жену Бонда вполне традиционно убивают, чтобы герою было за кого мстить.

Каждой эпохе — свои угрозы

При постоянной любви Бонда к предотвращению атомных взрывов, попутно он срывает и другие злодейские планы. В ленте 2008 года Боливию угрожают оставить без доступной чистой воды, для чего подтасовать выборы президента — что отражает, прежде всего, экологическую повестку наших дней. В картине 2002 года возникает тема возможной всемогущести генетики — злодей меняет внешность, искусственным образом скорректировав в дорогой клинике свой ДНК-код.

В фильме 1989 Бонд внедряется в наркомафию — и на повестке дня, действительно, очень остро стоит обсуждение проблемы наркомании и наркотрафика. В общем, даже угрозы в мире Бонда должны быть остромодными. Кстати, в восьмидесятых, судя по Бондиане, мир боялся, что его поработят микрочипы.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/101019/44377/