"Память нам дана, чтобы помнить" - Екатерина Макаревич

"Память нам дана, чтобы помнить" - Екатерина Макаревич

Мы не всегда осознаём, что нас определяет то, кем являлись наши предки.

В начале 2000-х я помню, как бабушка, когда зашла речь о Сталине, сказала мне, что он был страшный человек. Она рассказывала о миллионах людей, которые были расстреляны из-за того, что несогласны были с его жестокостью. Сотни тысяч семей потеряли своих близких.

Но важно то, что к этому выводу она шла почти 30 лет.

В 70-х, когда Сталин уже умер, после знаменитой речи Хрущёва, где он открыто признался в том, что всенародная любовь к Сталину - это не что иное, как культ личности, она тогда произнесла: "Если не верить Сталину, то кому тогда можно верить?"
Она была растеряна. И это неудивительно. Верить в государя было сутью жизни советского человека.

И считать, что уважение возможно только через страх, тоже было в порядке вещей.
Такова была идеология.
Как можно думать по-другому, не знали....или не хотели знать.

А потом был Горбачёв, Ельцин, Путин. И с каждым новым правителем идеология постепенно стиралась. Но вера в государя, как непреложная истина оставалась.
Для моей бабушки.
Советский человек ведь не должен думать, он должен верить.

В 2000-х бабушка также хвалила Путина за повышение пенсии на 3 копейки. Верила и хвалила. Потому что привыкла...

Но о Сталине все же поменяла мнение и признала, что миллионы репрессированных - это вина того самого Отца нации, кем она когда-то восхищалась.

Каждого из нас определяет то, какими были наши предки. Но понимание, какими они были, помогает также определить, что в нас есть от них, а что стало результатом работы нас самих. Так сказать, помогает разделить зерна от плевел.

И о себе я могу сказать, что для того, чтобы понять то, что бабушка поняла лишь в конце своей жизни о сути тирана, мне не нужно ждать всю жизнь.

Я выросла в других условиях. И заставлять меня верить в государей, потому что так было принято 50 лет назад, уже нельзя.

Моё поколение другое.

Но я надеюсь, что когда я уже буду старенькая, то поколение, которое на тот момент будет молодым, научит меня ещё более прогрессивному видению.
И надеюсь, что то видение - будет не возврат в идеологию прошлого, а к ещё более критически мыслящему и рационально анализирующему государей как просто слуг народа.

Тогда я буду плакать от счастья.

А пока Сталин - тиран.
И те, кто хочет заставить думать иначе, просто не понимают, что я не одна из них.
Я не поддамся на идеологию прошлого, которая убила миллионы людей за просто так. Чтобы государю было спокойнее вершить судьбы людей.

Не пройдёт.
Память нам дана, чтобы помнить.
И учиться на ошибках прошлого.

Екатерина Макаревич