Переход на электромобили вызывает массу проблем

Переход на электромобили вызывает массу проблем

В свете заявления учёных о климатической катастрофе вновь набирают обороты споры вокруг электротранспорта. Экологи уверяют, что человечеству пора отказаться от двигателей внутреннего сгорания, загрязняющих атмосферу парниковыми газами, и перейти на электромобили. Специалисты же считают эту точку зрения утопической и нерациональной по той причине, что для промышленной эксплуатации электромобилей и зарядки аккумуляторов понадобится колоссальное количество дополнительной электроэнергии, которая, в свою очередь, пока может быть получена только путем сжигания углеводородов, а, следовательно, сопровождаться дополнительными выбросами в атмосферу больших объёмов CO2.

Кроме проблем с электроэнергией (стран, где электроэнергия производится от условно чистых источников, пока мало) массовому развитию электрокаров мешают отсутствие ёмких нетоксичных аккумуляторов, технологий их переработки и инфраструктуры для подзарядки, что ограничивает использование транспорта пределами мегаполисов. Особое внимание в последнее время уделяется проблеме переработки и утилизации аккумуляторных батарей. В журнале Nature опубликована большая статья, из которой следует вывод: электромобили не только не имеют шанса на массовое развитие из-за литий-ионных аккумуляторов, а именно из-за них может возникнуть очередная экологическая катастрофа. На срочность решения проблемы указывают несколько моментов.

Природные ресурсы ограничены. Так, литиевые батареи для электрокаров изготавливаются из кобальта, основной поставщик которого на мировом рынке – Конго. Растущий спрос на минерал привел к тому, что на рудниках используется детский труд, а сама добыча порой ведется в условиях, экологически опасных и вредных для окружающей среды.

С каждым годом все больше батарей нуждаются в утилизации, а их переработка не налажена. Так в 2017 году продажи электромобилей в мире впервые превысили 1 млн единиц. Авторы публикации пишут, что это 250 000 тонн аккумуляторов, которые через лет 10 придётся куда-то определять. Отходы же представляют собой ряд серьёзных проблем – это касается хранения батарей до их повторного использования или окончательной утилизации. Либо они попадут на свалки, где тяжелые металлы и химические токсины внесут свою катастрофичную лепту в загрязнение среды.

Но учёные уточняют, что нужна не столь утилизация, а полная переработка аккумуляторов или демонтаж. И здесь возникает более серьезная проблема, решение которой станет головной болью для некоторых стран. Обычно автопроизводитель устанавливает на свои машины уникальные аккумуляторы, отличные от других компаний. А поскольку этот товар штучный, нет стандарта и единой схемы воспроизводства, сотни тысяч тонн батарей (на сегодня) придется разбирать вручную! Вывод: чтобы избежать аккумуляторной катастрофы, необходимо в ближайшее время создать некий уникальный аккумулятор (либо на региональном уровне, либо на мировом), разборкой которого будут заниматься роботы, и наладить процесс переработки материалов для создания новых батарей. Но опять же из-за низкой стоимости извлекаемых вторичных материалов утилизация и переработка на данный момент невыгодна. 

Замкнутый круг. А решать надо…