Первое лекарство от старости готово к испытаниям на людях

Первое лекарство от старости готово к испытаниям на людях

Врачи Клиники Мэйо и Исследовательского института Скриппс сообщили о готовности к клиническим испытаниям первого препарата, основное действие которого заключается в увеличении продолжительности жизни.

Гипотеза о продлении жизни относительно новая для официальной науки. Согласно ей, фундаментальные механизмы старения помогают лечить или замедлять развитие таких старческих заболеваний, как диабет 2-го типа, остеопороз и различные формы рака. Ее основная идея заключается в увеличении срока «здоровой жизни»: периода, в котором человек сохраняет активность и работоспособность. Подспудно, однако, подразумевается, что так можно отсрочить и саму старость.

Некоторые лекарственные препараты, метформин или рапамицин, могут иметь побочный эффект в виде продления молодости, но изначальная их задача заключается в другом: лечить диабет или предотвращать отторжение имплантированных тканей, соответственно. Разработанный в Клинике Мэйо сенолитик — первый класс препаратов, созданный в первую очередь для борьбы со старостью.

Сенолитик воздействует на механизм клеточного старения. Обычно клетки умирают «естественной смертью», в процессе апоптоза. При старении клетка «зомбифицируется»: не делится и не делает ничего полезного, только выделяет вызывающие воспаление вещества, нарушающие функционирование здоровых клеток, расположенных по соседству. Почему некоторые клетки впадают в это состояние — не до конца понятно, но, по одной из теорий, это защитный механизм, предотвращающий их превращение в опухоль.

Повышенный уровень старых клеток приводит к проблемам со здоровьем — проблемам с сердцем, остеопорозу, общей слабости и даже раку. Новый препарат сенолитик воздействует на ген, который заставляет старые клетки умереть, причем делает это без вреда для соседних здоровых клеток.

В эксперименте на мышах, лапы которых подвергли облучению, чтобы симулировать эффект старения, прием сенолитика привел к возвращению двигательных функций, и этот эффект длился 7 месяцев. По мнению исследователей, этот препарат обладает достаточным потенциалом, чтобы можно было рекомендовать проведение клинических испытаний, пишет Quartz.

«Если то, что было достигнуто в доклинических опытах на животных, может быть достигнуто на человеке, — пишут они, — станет возможным избавить от дисфункции даже ослабленных пациентов, страдающих от многочисленных заболеваний, которых до сих пор не брались лечить».