"Первые впечатления" часть 2 - Екатерина Макаревич

"Первые впечатления" часть 2 - Екатерина Макаревич

Продолжаю заметки из российской глубинки.

Предыдущий пост вызвал какой-то неимоверный шквал эмоций, не относящихся к теме поста, но зла не держу и понимаю, что сейчас многих бомбит. Идет проработка и чистка всего накопившегося. Сама испытываю подобное. Так что все добре, уверена, что все это к лучшему.

Поговорить сегодня хочу о навязывании и добровольности. Первого здесь, в Саратовской области, очень много. Оно словно разлито в воздухе, но скрыто под разными масками.

Вот несколько ситуаций. Еду в маршрутке. Заходит мамаша с сыном. Он проходит в салон и ждет ее. Она стоит оплачивает. Тут она оборачивается и кричит раздраженно ему на весь салон «Иди садись, сейчас тронемся».

Пока без комментариев.

Вторая ситуация. Заходит в маршрутку женщина, средних лет, садится. Ей звонят. Она берет трубку. Начинается диалог. У нее что-то спрашивают. Она отвечает: «Я же сказала, что приеду и сделаю». На том конце что-то отвечают, она раздраженно «Ну потому что я тебе уже говорила».

"Первые впечатления" часть 1 - Екатерина Макаревич 

И в первом и во втором случае один человек навязывает что-то другому, не дожидаясь, когда тот добровольно сделает это сам. Во втором случае у женщины, видимо, что-то уточнили по телефону или напомнили, она среагировала раздраженно. То ли потому, что и сама помнила, то ли нет помнила, но ей не оставили возможности вспомнить самой, но этим напоминанием ей как бы обрубили свободную волю.

В первом случае мать тоже самое провернула с ребенкой.

Примечательно , что женщины в первом случае и во втором примерно одного возраста. То есть эти два случая как пример того, каким образом навязывание взрослому может переходить в навязывание детям. Эдакий круговорот навязывания в социуме.

Таких мелких случаев раздражения я встречала довольно много.

Вот что я думаю по этому поводу. Видимо, навязывание мышления и воли власти, которое идет с телевизоров и со всех утюгов, постепенно становится нормой общения.

А что такое навязывание? Это вечный контроль, переход личных границ другого человека и как бы выключение его доброй воли что-то сделать или помыслить свободно и добровольно.

Навязывание приводит к тому, что она замыкает на себе добровольность. И раздражение, видимо, возникает в тот момент, когда хочешь сделать что-то добровольно, но не можешь: либо потому что тебе напомнили, тем самым опередив тебя самого, либо потому что само по себе добровольное принятие решения не принадлежит тебе (вернее, тебя убедили в это поверить).

Как следствие, усталость и раздражение. Это очень хорошо считывается в интонации голоса, с которым человек произносит слова. Он как бы растягивает их и как бы нехотя произносит, без желания.

Вот это «без желания», думаю, и есть ключик такого поведения. Нет желания, нет добровольности и в итоге ты оказываешься в ловушке, делая то, что должно, а не то, что тебе хочется на самом деле.

Еще один момент - отсутствие благодарности. Это резко бросается в глаза, по сравнению с Киевом, где почти на каждом шагу слышишь «спасибо». Здесь же старушка передала билетик девушке, а та и слова не сказала. Я заметила это и по себе. За день я сказала «спасибо» где-то 5-ти незнакомым людям. В маршрутке, когда передавали мне билетик, когда входила в салон и просила остановить водителя у остановки, в магазине, когда брала сдачу. И каждый раз в ответ слышала либо сквозь зубы ответное «спасибо», либо удивленное «спасибо».

То есть не потому что не хотели говорить, а словно это говорить как-то и не принято вовсе, ну так, когда уж совсем необходимо, то да, а так - вовсе не требуется. Ключевое здесь «не требуется», то есть не кем-то не навязывается.

То есть хорошее воспринимается не просто как данность, а просто не различается как добро.

Я думаю, суть редкости благодарности как раз в наличии навязывания. Когда контроль довлеет над добровольностью, обычные проявления человечности, то есть маленькой помощи другому перестают различаться и больше не имеют значения, потому что все равно это лишнее, когда нет собственной воли и желания сделать что-либо от чистой души.

Кстати, заметила так же, что яркие проявления доброты и нежности у людей здесь вызывают иронию или скепсис. У человека возникает нечто вроде стыдливости принять это искренне, ведь эти проявления тоже возможны, если в себе имеешь добрую волю.

Все эти наблюдения, возможно, субъективны, потому что я тоже прорабатываю определенные вещи, так что, как говорится, все совпадения случайны:)

Екатерина Макаревич