"Почему часть вменяемых людей продолжает воспринимать позицию швондеров, как нечто значимое" - Алексей Копытько

"Почему часть вменяемых людей продолжает воспринимать позицию швондеров, как нечто значимое" - Алексей Копытько

Давно ничего не писал об увлекательном мире швондеров, хотя поводов – в избытке. Я просто разобрался с их бизнес-моделью и потерял интерес. Там всё достаточно примитивно: модель работает исключительно на сознательной лжи, манипуляциях и безответственности. Нет вранья – нет профита. К счастью, все больше людей это понимают.

Пару дней я наблюдал, как они разгоняют очередную муть. Среди швондеров есть более смышлёные, а есть совсем тугие. Они по-разному отыгрывают вбросы – кто-то с разбегу голову в штангу, а часть ещё пытается сохранять отходные пути. В этот раз упоролись все.

Разберём пошагово.

1.Несколько дней назад швондеры вбросили и начали разгонять информацию, что «Министерство обороны Резникова» якобы «спустило в трубу 36,3 млрд бюджетных гривен» (это дословная цитата).

Речь идёт о просроченной дебиторской задолженности.

Швондеры на разные лады убеждают публику, что Минобороны безвозвратно потеряло эти деньги. Ярд долларов, на минуточку! Подают утрату денег как законченный, свершившийся факт. И голосят, мол, можно было бы купить всего полезного. Зрада и ганьба, как обычно.

Моё оценочное суждение – распространять информацию в таком ключе могут либо психически больные, либо насквозь лживые и/или абсолютно безответственные люди.

Начнём с того, что из документа, которым оперируют сами швондеры, следует, что до 1 января 2022 года за Минобороны УЖЕ числилось 3,1 млрд грн просроченной дебиторки.

Причём швондеры ТОЧНО ЗНАЮТ, что это за долги.

Это долги по так называемым «арсеналам Микитася» и другим токсичным контрактам, которые были оплачены задолго до прихода в Минобороны действующего министра. Т.е., цифра 36+ млрд в отношении нынешнего руководства Минобороны не получается сходу на основании самого швондерского документа.

Распространять её абсолютно некорректно. Выносить в заголовок СМИ – аморально.

Попытка набросить эти долги на действующую команду министерства – это мелкое подлое жульничество, абсолютно типичное для швондеров. Подчёркиваю – они всё понимают и врут СОЗНАТЕЛЬНО.

Далее, швондеры прекрасно понимают, что дебиторская задолженность – это динамичный показатель. Лицо, которое показывает дебиторскую задолженность как статичную цифру без раскрытия структуры и контекста – сознательно манипулирует.

С таким же успехом можно взять цифру танков, которые украинская армия потеряла в 2021 году, и сравнить накопительным итогом с показателем на 1 июля 2023 года. После чего прийти к шокирующему выводу, что Генштаб увеличил потери наших танков в сотни раз! Почему? Неизвестно! Швондеры ж не поясняют, они выкатывают голую статичную цифру.

Т.е., этот вброс имеет одну цель – ввести потребителей информации в заблуждение и очернить Минобороны.

2. Что на самом деле.

Для начала я попросил у коллег общую сумму централизованных платежей, по которым теоретически могла возникнуть просроченная задолженность, и сравнил с сопоставимым периодом до полномасштабного вторжения.

Если взять эти цифры, то мы неизбежно приходим к выводу, что в период полномасштабного вторжения Минобороны раза в три эффективнее оперирует бюджетными средствами, чем до этого. Если бы пропорция расходов/долгов сохранялась, просроченная задолженность должна была бы быть в несколько раз выше.

Далее.

Ещё в октябре 2022 г. Минобороны создало у себя специальную комиссию, чтобы на постоянной основе мониторить дебиторку и системно уменьшать проблемную часть.

По состоянию на 1 января 2023 года просроченная дебиторская задолженность Минобороны составляла 58 млрд 015 млн грн. Согласно швондерской логике, в начале года Минобороны «спустило в трубу» эти деньги.

Однако по состоянию на 1 июля 2023 года (неделю назад) объём просроченной задолженности составлял уже 33 млрд 309 млн грн. Согласно той же швондерской логике, за 6 месяцев Минобороны вернуло «из трубы» 24,7 млрд грн. А общий объем просроченных долгов с начала года уменьшился на 42,5%, почти вдвое.

Если сравнивать с 1 мая (цифры швондеров), то за 2 месяца Минобороны «вернуло из трубы» более 3 млрд грн., или более 8% просроченных долгов.

Завершились контракты, по которым были задержки.

Т.е., утверждение о "спущенных в трубу 36,3 млрд" – это бред сумасшедшего.

Подчёркиваю – швондеры не идиоты, они всё понимают. Они СОЗНАТЕЛЬНО врут, без этого их модель не работает.

3. Следующее. Какова структура просроченных долгов?

По состоянию на 1 июля (сегодня эта цифра может отличаться) порядка 11-12% задолженности составляли старые токсичные долги, которые тянутся с 2018 года и ранее. Часть из них почти распутали в начале 2022 года, но потом возможности исчезли. Объективно - они будут висеть до лучших времён.

Порядка 55% просроченной задолженности официально проходит по категории «опрацьовуються питання щодо поставки продукції та здійснюється претензійна робота».

В переводе на человеческий язык это означает, что эти контракты - живые, но реализуются с задержкой.

Например, среди должников на миллиарды – один из самых известных государственных производителей оружия, флагман нашего ВПК без всяких оговорок. С ним несколько контрактов, по части из них затыки.

Спущены ли эти деньги «в трубу»? Точно нет. Например, в мае-июне на фронт поступило украинское оружие, от которого все в восторге. Но в апреле оно ещё висело в просроченной задолженности. А теперь не висит, его «вытащили из трубы».

Также просроченный долг на миллиарды висит на одной из украинских компаний-импортёров, которая за 6 месяцев 2023 года уже погасила больше просроченной дебиторки, чем осталось. И есть обнадёживающая тенденция по дальнейшему «вытаскиванию из трубы».

Порядка 1/3 просроченной дебиторки находится в судах и арбитражах. Минобороны сейчас действует более агрессивно, за 6 месяцев 2023 года через суды уже перечислено в бюджет более 100 млн грн штрафов от недобросовестных исполнителей.

Самое интересное, что львиная доля залетевших поставщиков – из стран НАТО, в том числе – США, Британия и т.д. У них есть все необходимые сертификаты, лицензии и т.д. Что-то пошло не так.

У меня есть гипотеза, что не так. Это не факты, это мои домыслы.

Весной и летом 2022 года даже вполне пристойные компании не смогли устоять перед соблазном лёгкой наживы. Они заключили контракты с Минобороны, получили предоплату, но не собирались их выполнять. Надеясь, что Украина проиграет и некому будет спросить. На старте отношений подвох заметить было невозможно.

Они были крайне неприятно удивлены, когда Минобороны начало их догонять. Когда убедились, что Минобороны не слезет, начался поиск вариантов – кто-то думает вернуть деньги (+ штрафы, пени и т.д.), кто-то собирается осуществить поставки. С кем-то продолжается толкотня.

В каких-то случаях контракты сорваны из-за внезапного появления новых регуляций за границей, идёт поиск решений.

Легко по этой части дебиторки не будет, но работа идёт.

Когда минул период ажиотажного спроса на всё и ситуация чуть стабилизировалась, Минобороны активно работает над смягчением условий. Если раньше по импорту никто не хотел разговаривать без 100% предоплаты, то сейчас все по-другому. Хотя в условиях, когда на арену врывается Госаудит и говорит бизнесу «а теперь вы работаете без прибыли и у вас долги», выстраивать долгосрочные отношения очень сложно.

Т.е., если не будет происходить чего-то экстраординарного, то объём просроченной задолженности будет снижаться.

Что ещё раз подчёркивает – швондерский тезис о «спущенных в трубу 36,3 млрд» - изначально лживый и просто бессмысленный.

4. Можно ли работать без просроченной дебиторки?

Теоретически можно, практически – нет.

Например, можно выставить условие – 100% постоплата, никаких авансов по контрактам. Ноль рисков для Минобороны. Красота. Насколько это сработает – ну, сами можете прикинуть.

Пусть КБ «Луч» как-то само наделает «нептунов» и «стугн», мы потом оплатим. Пусть те, кто правдами и неправдами везут снаряды оттуда, где их формально не было и нет, делают это на свой страх и риск. Наверняка будет много желающих.

Цифры дебиторки будут очень хорошие. Правда, армия будет без оружия и обеспечения. Но это дело житейское. Главное – показатели!

Вместо этой красоты Минобороны нарывается на скандалы, идёт в суды, принимает на себя риски. Например, не составляет особого труда загнать флагман нашего ВПК под суд, заблокировать его и взыскать. Только смысл?

Мы заинтересованы, чтобы украинского оружия было больше. Минобороны оплачивает долгосрочные контракты (вплоть до 2025 года), в т.ч. – чтоб масштабировалось производство. Если завод не справился вовремя, нельзя поступать как в мирное время и загонять его. Он должен работать. Минобороны вынуждено брать на себя риски, потому что инструментов понудить завод к эффективной работе у ведомства нет или очень мало.

Часть этих рисков может быть снята, если заработает нормальный финансовый менеджмент, если банки будут готовы работать с нашими заводами. Частный бизнес идёт по этому пути, с госпредприятиями много нюансов из-за токсичных хвостов. Но это другая история, она вне компентенции Минобороны.

Итого.

Поскольку Минобороны оперирует суммами в сотни миллиардов, просроченная дебиторка была, есть и будет. И это всегда будут миллиарды, чисто статистически. Единственный способ этого избежать – ничего не делать.

Сейчас ситуация с дебиторкой (и поточной, и просроченной) не просто под контролем – она системно улучшается.

Со швондерами всё очевидно, это такая форма жизни, к ним вопросов нет. Но я не понимаю, почему СМИ продолжают брать их цифры и выкладки, если всегда есть сознательные манипуляции и ложь. Доказано многократно. Это же просто введение аудитории в заблуждение.

Когда люди читают, что Минобороны якобы потеряло ярд долларов, реакцию представить нетрудно. Зачем её провоцировать, если это неправда? Это такая забота об общественном благе?

Я не понимаю, почему часть вменяемых людей продолжает воспринимать позицию швондеров, как нечто значимое. Это выбор каждого, но как-то грустно.

В общем, нам своє робити.

...

П.С. Я обещал написать о яйцах, и я обязательно это сделаю, за попытки хамски напоминать будут санкции. Дело в том, что уже несколько недель идёт увлекательная официальная переписка. Просто бюрократический эпистолярный роман. Она чуть затягивается, потому что у некоторых сложности с признанием очевидного, но неприятного. Как только будет итог, расскажу о деталях. Я предупреждал, что кому-то придётся извиниться. Не за горами.