Сентябрь для всех нас ассоциируется в первую очередь с первым сентября и началом уроков в школе. Не важно, закончили вы школу 5 или 25 лет назад, но пугающая ассоциация осталась.
Кроме того, большинству взрослых приходится повторно окунуться в школьные будни, отправляя учиться уже своих детей.
Во второй учебный день - 4 сентября, психологи из 127 школ Украины проанализировали анонимные анкеты, где пятиклассники и выпускники рассказали о школе, своих страхах, прогулах и учителях.
Также специалисты постарались разговорить первоклассников о том, что их пугает и что не нравится в новой школьной жизни.
Эти ответы очень помогли взрослым понять, почему дети не хотят в школу.
Почему первоклассник не хочет идти в школу:
- страх расстаться с родителями;
- страх новых знакомств;
- страх быть не принятым коллективом;
- страх учительницы, как нового авторитета;
- страх наказаний (как со стороны учительницы, так и со стороны родителей);
- нежелание привлекать к себе внимание;
- слишком высокие требования к дисциплине;
- неподходящий режим дня.
Психологи отмечают, что конечно ни один из первоклассников не мог научными словами объяснить, почему он не хочет в школу. Зато дети весьма охотно жаловались, что на родителей, которые пугали их учительницей, на учительницу, которая не разрешала разговаривать. некоторые плакали, что им сложно слушать одно и то же, так долго, кто-то думал, что в школе будет играть, а заставляют чертить палочки.
Почему школьники не хотят учиться (анализ ответов учащихся пятых классов):
- коллектив - дети не довольны одноклассниками или своей ролью в микро-социуме;
- обесценивание знаний - школьники уверены, что им не пригодится информация, предоставленная в школе;
- режим дня - почти 90% отвечающих жаловались на ранний подъем;
- домашние задания - дети не хотят выполнять домашние задания после школы;
- страх оценок - пятиклассники боятся реакции родителей на их оценки и ошибки;
- лень - около 30 процентов учащихся пятых классов честно написали, что им лень учиться, выполнять домашние задания и рано вставать.
Ответы выпускников оказались более неожиданными для психологов. Разными фразами и словами они выразили практически общее мнение, что не хотят идти в школу из-за завышенных требований родителей и учителей.
Большинство выпускников уже определились со своей специальностью и будущим обучением, поэтому они не видят смысла тратить время и силы на предметы, которые им не нужны в дальнейшем. Однако со стороны школьной администрации они сталкиваются с требованиями на высоком уровне разбираться в химии, истории, математике и физкультуре.