До тех пор, пока власть на острове контролировал Гоминьдан, в Пекине особо не спешили.
Три народных принципа идеолога Гоминьдана Сунь Ятсена - это национализм, народовластие и народное благосостояние.
Конечно опасно иметь под боком Тайвань в виде альтернативной модели развития китайского государства, но зато ты всегда знаешь, что это такой же авторитарный китайский национализм, только правый, а не левый.
Но проблема в том, что после ухода Гоминьдана из власти, на острове начала формироваться особая идентичность - тайванская, которая достаточно сильно отличается от китайской.
Глубинная тайванская идентичность берет исток в местных племенах и колониальном прошлом, когда Тайвань принадлежал Японии.
После поражения Гоминьдана на материке в результате гражданской войны, на остров хлынули миллионы беженцев - "белогвардейцев".
Представьте, если бы Врангель сумел в Крыму создать белогвардейское государство.
Его идентичность серьезно отличалась бы от крымско-татарской и украинской.
На Тайване до 1987 года действовало военное положение и деятельность всех партий, кроме Гоминьдана, была запрещена.
Властные институты были законсервированы так сказать "в стартовом составе" и лишь тактически менялись.
Период с 1947-го по 1987-й год называют Белым террором (пиньинь), жертвами которого стали 14 тысяч тайванцев, 4000 из которых были казнены, зачастую по ложным подозрениям.
В этот период на Тайване были ограничены гражданские права, сложился авторитарный однопартийный режим, приобретавший характер военной диктатуры.
По продолжительности, период военного положения на Тайване превысил лишь ВП в Сирии (длилось с 1963 по 2011 год).
Можно сказать, что демократия на Тайване началась лишь с 1996 года, когда был деократически избран глава островной администрации.
Лидеры Демократической прогрессивной партии (ДПП) в свое время наелись диктатуры Гоминьдана и теперь обвиняют их во всех грехах, периодически покушаясь даже на святая святых - мавзолей Чан Кайши.
Идеология ДПП или четыре столпа: не воевать, вооружаться, не нарываться, развиваться.
Соронники «тайваньскости» прявились даже в Гоминьдане — формирования особой национально-политической идентичности, что проявляется даже в использовании южнофуцзяньского диалекта китайского языка, на котором говорили аборигены острова.
Программа Гоминьдана в отношении КНР - "три главных принципа": сдерживание, диалог и деэскалация.
Гоминьдан отвергает принцип КНР в виде «одна страна, две системы», согласно которому в состав КНР были возвращены Гонконг и Макао.
Основное противостояние на Тайване сейчас происходит между сторонниками особой тайванской идентичности и симпатиками "китайского проекта".
Дело в том, что коренное население Тайваня существенно отличалось от материкового, достаточно сказать, что остров назывался Формоза и с 1895 по 1945 год был частью Японии.
На нем жили, в том числе австронезийские племена.
После поражения Гоминьдана на материковом Китае, на остров хлынули беженцы, включая и гоминьдановскую политическую верхушку, которая взяла остров под свой тотальный контроль.
Недовольных в 1947 году разогнали и расстреляли: Инцидент 228.
Гоминьдан ожидал крушение коммунистического режима в КНР. Затем - поражение Пекина в конфликте с СССР или США.
Начиная с 80-х годов прошлого века, даже наиболее стойким гоминьдановцам стало понятна недостижимость всего указанного выше.
Последние надежды были связаны с демократизацией Китая. Но они улетучились после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
Именно в начале 90-х на Тайване осознали, что их проект "альтернативного Китая" как модели объединения потерпел крах.
Зато успешно развивался "тайванский проект".
Это привело к власти нынешнюю правящуюю Демократическую прогрессивную партию, пересмотр целей и ревизию истории, в том числе, личности Чан Кайши.
Сопротивление "тайванизации" острова осуществляет лишь радикальное крыло Гоминьдана, которе называет своих противников "нацистами" и "предателями".
Но как видим, даже в Гоминьдане уже есть сторонники "тайванизации" - своим кандидатом на выборы в партии назначили именно такого политика.
Еще лет десять и Гоминьдан с Чан Кайши сдадут в утиль и обьявят о формировании особой тайванской нации.
Кстати, до начала 70-х годов именно Тайвань как правопреемник Китайской республики 1912 года заседал в ООН.
Руководители Китая оцениваются тамошними политическими элитами по их эффективности в части возвращения под юрисдикцию Китая островов-колоний Японии, Португалии и Великобритании.
Островов, которые стальным обручем сдавливают с моря сухопутную китайскую империю.
Мао вернул Хайнань.
Ден Сяопин (будучи "бессмертным руководителем") - создал предпосылки для возврата Макао и Гонконга, которые формально вернулись под юрисдикцию Китая при Цзян Цземине.
Том самом, который подписывал с Ельциным декларацию о многополярном мире в 21 веке.
Следующий руководитель Ху Цзиньтао впервые встретился с лидером тайваньского гоминьдана, но вопрос объединения решить не смог.
Потому и стал "коротким председателем".
Си Цзиньпин претендует на роль "длинного председателя" и на сравнение с самим дядюшкой Дэном (Дэн-бо).
Но меритократы Китая у него уже спрашивают: "где наш Тайвань?".
Переход острова по юрисдикцию КНР - это прорыв Пекина в мировой океан, с защитой интересов Китая в Малакском проливе, играющим в контексте мировой торговли ключевую роль для всего индо-тихоокеанского региона.
И это усиление влияния на соседние страны.