Будучи довольно сдержанными на эмоции, скандинавы, как правило, не склонны разговаривать с незнакомыми людьми. Но когда жарким июльским днем поезд на Берлин выходит из станции Мальмё в южной Швеции, 20-летние Маттиас Берглунд и Кэтрин Хеллберг легко заводят разговор с другими пассажирами в своем, казалось бы, вышедшем из эпохи 70-х купе, изобилующем выцветшими велюровыми сиденьями. Возможно, их радость была вызвана близким соседством или предстоящим 13-часовым приключением. Или, вероятно, чувством общности. «Мы очень обеспокоены состоянием окружающей среды, и я чувствовала себя виноватой, когда мы летели в Барселону в наши последние каникулы, - говорит Хеллберг. - Теперь я немного горжусь тем, что еду на поезде».
Это сезон flygskam, или «стыда самолетов». Вам не нужно быть Гретой Тунберг, юной активисткой, которая недавно объявила о планах отправиться в Нью-Йорк по воде, чтобы признать, что растущее число европейцев стремится сократить углеродные выбросы, отказываясь от перелетов в пользу более экологически чистых транспортных средств. Это явление принимают к сведению даже авиалинии, и flygskam - и его коллега tagskryt, или «хвастовство поездом» - поощряет европейские правительства и частные железнодорожные компании рассмотреть возможность инвестирования в возвращение ночных поездов дальнего следования.
Как понятие, flygskam возник в Швеции и описывает как чувство вины, которое люди могут испытывать при использовании транспортного средства, которое, по оценкам, ответственно за 2-3% от общего количества выбросов в атмосферу, так и стыд, с которым они могут столкнуться, продолжая летать. Лето 2018 года, принесшее Швеции рекордно высокие температуры, а вместе с ними и ужасные пожары, показало, что это важно. «Раньше такого не было, - говорит Марко Андерссон, глава отдела продаж шведской железнодорожной компании Snålltåget. - Я думаю, что многие начали задумываться о том, что нужно что-то менять».
Две инициативы на низовом уровне, обе из которых стартовали в этом году, помогли распространить информацию: Flygfritt, которая убедила 14 500 шведов отказаться от авиаперелетов в 2019 году (в 2020 году она надеется отговорить 100 000 человек) и Tagsemester, группа в Facebook с почти 100 000 участниками, предлагающая информацию о железнодорожных путешествиях. Добавьте несколько селфи, сделанных со спального места поезда, на котором Тунберг приехала, чтобы выступить на Всемирном экономическом форуме в Давосе, и европейские и национальные выборы, в которых решающим фактором стали проблемы климата, и антиполетное, пропоездное движение пошло полным ходом.
Для Snålltåget, которая приобрела линию Мальмё-Берлин в 2011 году, эффект был поразительным. «С 2012 по 2017 год мы не получали прибыли, - говорит Андерссон. - Каждый год мы спрашивали себя: почему мы все еще в этом бизнесе? Но прошлым летом все изменилось». За первые шесть месяцев 2019 года компания, которая также обслуживает ночные поезда между Мальмё и Стокгольмом, а зимой - горнолыжный городок Оре, увеличила продажи билетов на 20%.
Швеция - не единственное место, где чувствуется влияние flygskam (голландцы, немцы и финны придумали для этого собственные обозначения).