"Почему так выходит?" - Владимир Спиваковский

"Почему так выходит?" - Владимир Спиваковский

Родители не могут для себя сформулировать свой семейный заказ: чего они хотят от школы на самом деле.

1. Одним нужны только голые академические знания предметов, другим – еще и практические навыки и компетенции.

Одним – чтобы детей нагружали, другим – чтобы их разгружали.

Одним – чтобы оценки ставили, другим – чтобы не ставили.

Одним – учительница добрая, другим – строгая...

Одни – готовы платить, другие – возражают…

Одним – полный день, другим – полдня...

Одним – больше предметов, другим – меньше…

Одним – предметы гуманитарные, другим – технические...

Одним – оффлайн, другим – онлайн…

И еще примерно 20 таких противоречивых требований.

2. Сейчас у нас побеждает европейская толерантная модель, облегчающая процесс учения (финская), которая в мире теряет свои лидерские позиции.

3. В мире тренд на интенсификацию учебного процесс одновременно с повышением его увлекательности. Это модель юго-восточной Азии. Потому что скоро работы на всех не хватит, и эйчары будут выбирать одного лучшего из десяти лучших.

4. Говорят, что дети устают и переутомляются от количества предметов и ненужных знаний. Однако, дело не в количестве предметов. Сами предметы уже давно устарели.

Теперь в мире учат по кейс-урокам. Интегрированным и интерактивным. И учат настолько интересно, что дети тут же хотят всё это попробовать сами. Именно отсюда вырастает их "умение учиться".

5. В мире тренд не на узких специалистов (потому что, когда они окончат школу, тех специальностей может уже не быть), а на широкий компетизм, так как он дает больше устойчивости в жизни.

6. Кстати, дети в школьном возрасте еще не знают, кем и чем они будут, поэтому неправильный ранний выбор профессии может стать жизненной катастрофой.

7. Поэтому идеальная модель системы образования не зависит от количества предметов или нагрузки школьников. Она зависит от целей, к которым ребенок может стремиться. Даже если свой выбор он сделает не сразу, и захочет его периодически менять.

8. Желательно догадаться и предусмотреть, кем и чем вы хотите, чтобы был ваш ребенок в 20-25 лет? Что он должен уметь, знать, хотеть?..

9. Если целей нет, то тоже не страшно. Можно и так выстраивать свои предпочтения, по своему пониманию и интуиции, – чему учить, как учить, кем учить, где учить, за сколько и на какой результат. Потом разберётся.

Тогда и школу легко подобрать.

10. Иначе, и правда, 11-12 лет пролетят быстро, а окажется, что нет ни нужных знаний, ни практических навыков, ни мотивации дальше развиваться, ни ориентиров: что делать и как жить.