"Почему в России на самом деле не работает пропаганда" - Екатерина Винокурова

"Почему в России на самом деле не работает пропаганда" - Екатерина Винокурова

Не первый год власть и оппозиция пытаются уличить друг друга в использовании пропагандистских приемов борьбы за умы россиян. Власть то и дело ведет наступление на интернет и соцсети, считая их рассадником вольнодумства. А оппозиция требует освободить федеральный телеэфир, утверждая, что со свободными «кнопками» уже через пару лет от пресловутых 82% поддержки Путина не останется и следа. Обе стороны принимают за аксиому два тезиса: первый — об эффективности любой пропаганды, второй — о несомненной эффективности пропаганды противника. Принимают небеспочвенно, но сколько в этих тезисах правды?

Вот, например, явка на выборы 2017 года. Традиционно аномальную Мордовию в расчет не берем, а на выборах в других регионах, где в сентябре голосовали за губернаторов, явка колебалась от низкой (до 30% в Карелии, Кировской, Новгородской, Томской областях) до средней (30–40% в Свердловской, Рязанской, Калининградской, Ярославской областях и Севастополе) и даже относительно высокой (выше 40% в Пермском крае, Бурятии, Саратовской, Белгородской областях, Удмуртии и Марий Эл). Это вполне коррелирует с явкой в 47,8% на выборах в Госдуму 2016 года.

Согласно соцопросам, подавляющее большинство граждан поддерживают действующую власть. Но такая явка означает, что подавляющее большинство граждан одновременно считает, что власть обойдется без их персональной поддержки. Главный аргумент все знают наизусть: если заранее известно, кто победит, зачем ходить на выборы? Интересно, что перед сентябрьскими парламентскими выборами в Германии никто из моих знакомых немцев не сомневался в победе ХДС/ХСС во главе с канцлером Меркель. Однако и ее оппоненты, и, что самое главное, ее избиратели на выборы пришли.

Итоговая явка на выборах в Бундестаг превысила 76%. Это больше тех 70%, о которых, видимо, отчаявшись получить такой результат, перестали рассуждать кремлевские технологи.

Привлечь массового избирателя на выборы, впрочем, пока не может и российская оппозиция. В Москве на муниципальных выборах в 2017 году явка составила 14%. А на выборах мэра Москвы с участием «альтернативного» Алексея Навального в 2013 году явка составила 32%. Хороший вопрос: если в первом случае делать скидку на хитрое замалчивание властями самого факта выборов, то что по поводу второго?

Получается, что своей цели не достигают ни мантры о том, как власти нужна поддержка россиян против злокозненного Запада, ни проклятья в адрес кровавого режима. Да, люди это слушают, многие даже кивают. И в итоге остаются дома.

Скорее всего, вы начнете мне возражать. Говорить про то, что пропаганда всех свела с ума на теме противостояния России и Запада. И будете правы: пропаганда действительно свела с ума. Но пропаганда еще советская. Все советские люди знали про алчных империалистов, которые хотят закрыть нам мирное небо и разрушить счастье трудящегося человека. И кто сказал, что россияне это позабыли? Нет, рефлексы «холодной войны» прекрасно сохранились. Да что там «холодная война»! Когда началась история с Донбассом, разве что «Войну народную» в уличных динамиках не заводили…

Я это, в том числе, к тому, что голосование за «молодого технократа» к набору советских рефлексов отношения не имеет. Потому ожидаемо дает сбой. А когда современная российская пропаганда пытается вдруг поспорить с духовным багажом «сделанных в СССР», тоже не жди ничего хорошего. Как ни обзывай Ахеджакову ахеджакнутой, залы на спектаклях с ее участием не пустеют даже в самых «ватных» регионах.

Все попытки объявить Макаревича и Шевчука в равной степени плохими музыкантами и людьми тоже разбиваются об аншлаги на их концертах. И даже парламентарии всех уровней, в том числе от партии власти, нет-нет да запоют про осень и костер.

По той же, вероятно, причине буксует оппозиционная пропаганда. Сколько ни муссируй противники нынешней власти тезис о цикличности истории и опасности угодить в новую эпоху застоя (разумеется, «пугалка» вздорна без обещаний новой Перестройки и новых 90-х по ее окончании), россиян это пронимает слабо. Большинство «сделанных в СССР» на эпоху застоя теперь молиться готовы, не обращая внимания ни на какой пугающий подстрочник.

В самом деле, это уже какой-то эпик-фейл. Годами и десятилетиями с людьми говорят не о том, что интересно людям и (или) не на том языке, который людям понятен. Кто бы ни пытался сделать послание, адресат этих посланий (хоть сигналов, хоть месседжей) существует разве что в головах их авторов. А остальные слушают и пожимают плечами. И остаются дома.

Вопрос в том, какая из сторон быстрее сможет осознать и признать свою неэффективность и сделать верные выводы. Вполне возможно, что ни одна. Но тогда приз — приз в виде страны — получит кто-то третий. Тот, кто умеет говорить с современниками современным языком о современных проблемах, убеждая и побуждая к простым и понятным людям действиям.

Хорошо, если в число убедительных призывов войдет предложение потратить пять минут для похода на избирательный участок…