Недавно Си Цзиньпин посетил базу морской пехоты армии Китая (НОАК) в провинции Гуандун. Во время поездки Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая призвал морских пехотинцев направить свои «умы и энергию» на «подготовку к войне», «поддерживать состояние повышенной готовности» и просил их оставаться «абсолютно преданными, абсолютно безупречными и надежными».
Слова Си взволновали западных наблюдателей, но что они означают?
Как правило, послания национальных лидеров адресованы более чем одной аудитории, и Си не является исключением. Давайте начнем с того, что он сообщил непосредственной аудитории, китайским морским пехотинцам, собранным для проверки, а затем поразмышляем о сообщениях, которые он передал – намеренно или непреднамеренно – слушателям в других частях Китая и мира.
В определенном смысле слова Си были успокаивающими, даже банальными. Армии существуют для того, чтобы дать политическим лидерам возможность выбора. Если выбором будет война, то вооруженные силы должны готовиться к ней в мирное время. Это вдвойне верно для вооруженных сил Индустриального века. Вы не импровизируете в разгар боевых действий. Вы разрабатываете и создаете орудия войны, разрабатываете тактику и доктрины их использования, и проводите учения – снова и снова.
В бою, так же как на футбольном поле или баскетбольной площадке, тренировка перед соревнованием – это залог победы. Чем больше тренировок, тем лучше навыки, тем опытнее и слаженнее команда. Психолог 19-го века Уильям Джеймс воздал должное той роли, которую привычки играют в профессии военного. Джеймс обращался в этом вопросе к авторитету герцога Веллингтона, победителя битвы при Ватерлоо, который говорил: «Привычка - это вторая натура! Привычка в десять раз лучше натуры».
Ежедневные тренировки и годы дисциплины превращают обычных людей в боевых солдат, моряков или авиаторов. Для выполнения своего долга военнослужащие должны посвятить свой разум и энергию подготовке к войне и поддерживать состояние повышенной готовности на случай, если им прикажут вступить в бой. Си просто призывал морских пехотинцев НОАК делать их работу, не говоря ничего о неизбежности войны. Это руинная часть.
Однако тут есть нечто большее. Лидеры США и их союзников редко видят необходимость взывать к лояльности, стойкости и чистоте помыслов военнослужащих. Преданность народу и конституции предполагается сама собой. Но армия Китая – это военное крыло политической партии, а не общества и его правительства. Руководители КПК требуют от народа и армии, чтобы они оставались подчиненными партийной идеологии. Возможно, недавние призывы, прозвучавшие как просьба, означают сомнение в верности НОАК?
В последнее время обстановка в Тайваньском проливе была напряженной. Через эту призму мы видим послание Си правительству, военным и народу Тайваня. Послание довольно простое: он хочет заставить островитян подчиниться, убеждая их, что они не могут победить и что если они выступят против воли Пекина – их поражение предрешено. Его риторика сигнализирует не только о том, что НОАК становится все более хорошо оснащенной силой с большим количеством кораблей, самолетов и ракет, но и о том, что жители материка будут сражаться с умением и рвением.
Америка еще более интересна как целевая аудитория. Пекин создал силы, предназначенные для того, чтобы замедлить и ослабить подкрепление США, когда оно будет пересекать Тихий океан, чтобы соединиться с морскими, воздушными и сухопутными войсками, базирующимися на Гуаме, в Японии и в других прибрежных районах Восточной Азии. Си, возможно, верит, а возможно, и нет в то, что он сможет убедить политических лидеров США, вооруженные силы и американский народ, что НОАК способна полностью разгромить армию США. Но он вполне может попытаться убедить их, что американские войска прибудут на место боевых действий слишком поздно и будут слишком слабыми для достижения своих целей. В таком случае, какой смысл вступать битву?
В случае успеха Си сможет убедить Вашингтон не предпринимать, как представляется, бесплодной попытки помочь Тайваню.
Кроме того, Си, возможно, пытается манипулировать представлениями США о том, во что обойдется попытка отразить китайское нападение на остров. Месседж звучит примерно так: морские силы США могут достичь своих целей в отношении Тайваня, но даже если это так, успех достанется Америке слишком дорогой ценой. Си вкрадчиво спрашивает у американцев, сколько они готовы заплатить за независимость маленького острова, на котором проживает всего 23 миллиона человек и который находится в непосредственной близости от протяженной береговой линии врага.
Американские военные уже испытывают нехватку ресурсов, пытаясь контролировать Индо-Тихоокеанский регион даже сейчас, в мирное время. Если Соединенные Штаты потеряют значительную часть Тихоокеанского флота и связанных с ним сил в битве в Тайваньском проливе – пусть даже одержав при этом победу, – то их способность сохранять статус сверхдержавы и управлять либеральным морским порядком будет значительно уменьшена. Они могут выиграть локально, но проиграть глобально.