В Соледаре и Бахмуте идут тяжелые бои. Бутусов пишет, что Соледар обходят с флангов, в Бахмуте - получше, но тоже хорошего мало. Зеленский говорит, что своим сопротивлением защитники Бахмута и Соледара позволяют ВСУ выиграть время и накопить силы.
Да, это понятно. Украинские герои связали и уничтожили значительные силы российской армии и, тем самым, ее серьезно ослабили. И это, безусловно, негативно скажется на способности россиян наступать. Если они вообще окажутся (после этой мясорубки) в силах перейти в наступление.
Ведь после аналогичной “победы” в Северодонецке и Лисичанске путинское войско так толком и не смогло перейти в наступление. Даже после “частичной” мобилизации. Скорее всего то же самое повторится и в этот раз…
Эта война поставила каждого человека, внутри которого есть кантовский “нравственный закон”, перед выбором: быть или не быть. И это не банальный вопрос: на чьей стороне быть. В такой постановке ответ прост: конечно на стороне Украины. Главная же сложность в ответе на вопрос: как быть?
Христианский долг призывает нас смириться под ударами судьбы, “поставить левую” и “молиться за врагов”. Но вся наша грешная сущность требует оказать сопротивленье и в смертной схватке с врагом покончить с ним!
Если не сопротивляться, то враг нас убьет. Но может это и есть решение? Умереть. Забыться. И тогда все разом прекратится. И все эти бесконечные сердечные муки и лишения закончатся. Особенно - физические страдания.
Это ли не желанная цель: уснуть вечным сном? То есть решение найдено? Убивший тебя навсегда губит свою душу, а ты попадаешь в Царствие Небесное как невинная жертва. И там, в раю, ты глядишь на земную жизнь с небесного далека и погружаешься в вечный сон…
Но какие сны нам там приснятся? Мы будем видеть в этих снах украинских детей, над которыми глумится враг. Украинские города, которые он занимает, украинских женщин, которых он насилует. Украинский народ, которому он морочит голову и через двадцать лет свободные украинцы превращаются в таких же зомби, в каких превратились россияне.
Так ли хорош будет такой рай? И рай ли это? Во всяком случае для тех, кто думает, что таким путем он решил проблему выбора. Выбрав Царствие Небесное для себя и стремясь спасти свою бессмертную душу, мы отдаем Землю этим диким зверям? И хорошо ли нам будет в этом раю, если мы точно знаем, что в результате нашего выбора те, кого мы оставили - страдают?
И опять начинаются мучительные раздумья. Получается, что выбирая христианское “непротивление злу” мы не получаем вечного блаженства, а получаем ту же вечную муку, что и в случае, если бы мы выбрали путь сопротивления?
И как снести все униженья и неправду захватчиков, зло и несправедливость, которую они ежечасно творят, беззаконие и издевательства, когда так просто сводит все концы выстрел или удар штыка?
Второе соображение еще проще и по-человечески понятнее. Мы все боимся смерти потому, что боимся неизвестности. И поэтому соглашаемся,
кряхтя, под ношей жизненной плестись. Нас страшит неизвестность после смерти, мы боимся страны, откуда ни один не возвращался, и поэтому мы склонны лучше мириться со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль о христианских добродетелях. И вянет, как цветок, решимость наша в бесплодье умственного тупика. Так погибают великие замыслы, в начале обещавшие успех. Рефлексия нас губит. Мы все примеряемся, все колеблемся. И от долгих отлагательств приобретаем привычку не принимать никаких решений вообще.
И там дальше идет вот так: “Но довольно! Офелия! О радость! Помяни
мои грехи в своих молитвах, нимфа.”
Кстати, у Пастернака в переводе ключевая идея монолога звучит так: “всех нас в трусов превращает мысль”. В оригинале же у Шекспира она звучит так: “Thus conscience does make cowards of us all” что правильнее перевести “ Так совесть всех нас превращает в трусов”. Гамлет был настоящий человек Возрождения и ставил вопрос ребром. Не будем и мы прятаться от выбора.
Тем более, что наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
Слава Украине!