Вчера вышел мой материал, написанный специально для Begin-Sadat Center for Strategic Studies при Университете Бар-Илана, посвящённый вопросам и проблемам предоставления разрешения применения, дальнобойных ракетных средств поражения по территории россии. Поскольку материал вышел на английском, желающие его прочитать мне прошедшие сутки немного загрузили приват. Что же, оригинал статьи вашему вниманию.
В ночь на 19 ноября была нанесён удар по 1046-му центру материально-технического обеспечения ВС РФ в районе города Карачев, Брянской области. Согласно информации, распространённой в СМИ, этот удар был осуществлён Силами обороны Украины (СОУ) посредством применения американских баллистических ракет ATACMS.
На тот момент не было сделано ни одного официального заявления, ни от Вашингтона, ни от Киева, относительно передачи и получения такого разрешения. Тем не менее, сам факт его получения Украиной подтвердился уже 21 ноября.
По командному пункту в районе села Марьино Курской области был нанесён удар британскими дозвуковыми крылатыми ракетами Storm Shadow, в количестве не менее 10 ед.
Накануне в СМИ появлялась информация, что «зелёный свет» на применение дальнобойных ракет от США получила Украина не только в отношении ATACMS, но и Storm Shadow. То есть, можно было утверждать, даже без официальных заявлений о том, что СМИ правы – разрешение получены, и первые удары по России уже были нанесены.
Процесс получения Украиной разрешения на нанесение ударов по территории России представлял собой долгий и очень непростой дипломатический путь. Администрация президента США Джозефа Байдена постоянно отказывала украинской стороне в этом праве, поясняя свою позицию нежелание «эскалации», в конце и вовсе, совершенно глупыми отговорками в лице главы Пентагона Ллойда Остина о том, что в трёхсоткилометровой зоне от украинской границы уже нет объектов, по которым имело бы смысл применять ATACMS.
Это была откровенная ложь, поскольку значимых объектов того или иного уровня в этой зоне более 200, а аэродромов, используемых тактической авиацией ВКС РФ — 16. Нанесение по ним ударов в значительной степени облегчило бы ситуацию в зоне боевых действий в Украине и улучшило бы оборонные возможности СОУ. В первую очередь речь шла бы об ударах по таким объектам как склады боеприпасов, что подорвало бы возможности артиллерийского огня, авиабазы, что повлияло бы на интенсивность применения тактической авиации и по командным пунктам, что снизило бы эффективность системы управления.
По ударам в Карачеве и Марьино видно, что именно по такой последовательности и стали действовать СОУ.
Тем не менее, при всей очевидности пользы для украинской стороны от таких ударов, США максимально затягивали с предоставлением такого права Киеву, что стоило многих потерь, которых можно было бы избежать. Очевидно, что данное решение имело для администрации Байдена не столько военный, сколько политический характер.
В целом, страна, которая находится под ударом агрессора, имеет полное право применять все законные методы для своей обороны, в том числе с учётом возможности нанесения ударов по территории противника. Предоставление Украине от стран партнёров оружия для обороны, априори, должно было подразумевать его применение и по территории России, но впервые в истории войн и конфликтов на это было наложено ограничение.
Мы впервые в истории оказались в парадоксальной ситуации, когда страну, которой передавали оружие для самозащиты, в методах этой самозащиты ограничивают. Это всё равно, что если бы во время Второй мировой войны, по ленд-лизу СССР передавали бы технику и оружие, которыми бы запрещали бы советской армии пользоваться за пределами советских границ.
Поэтому, применение западного производства ракет по территории России это как раз нормальная практика, а вот запрет на это, наоборот, парадоксальный случай в истории войн и конфликтов, который сложно объяснить только одной боязнью эскалации войны.
Украина неоднократно, начиная с 2022 года доказывала, что у России нет действенных «красных линий» и удары наносились неоднократно по территории РФ, причём самые дерзкие – по самому Кремлю. Это не приводило к некой эскалации и принципиальному изменению характера войны.
Накануне выборов президента США бытовало мнение в украинской информационно-политической среде, что Джозефу Байдену может быть отдана привилегия, эдакая, лебединая песня, как принять последнее, но запоминающееся в его карьере решение. В свою очередь, оппоненты этого мнения считали, что право нанесения ударов по России будет дано Украине уже новым президентом США, будь то Дональд Трамп или Камала Харрис.
Дело в том, что это одно из тех компромиссных внешнеполитических решений, которое бы не вызвало ожесточённых споров и оппонирования, что со стороны Демократов, что со стороны Республиканцев. То есть, это устраивало бы обе партии, а на первом этапе президентства снижение уровня неприятия и антагонизма способствовало бы развитию более конструктивных внутриполитических процессов.
Что же выходит, лебединая песня Джозефа Байдена?
Возможно и так, хотя и не исключено, что из-за опасения возникновения деструктивных процессов с приходом Дональда Трампа в Овальный кабинет, было принято упреждающее решение, дающее Украине карт-бланш. Хотя, если честно, речь ведь не только в ATACMS.
В перспективе Украина должна будет получить от США крылатую ракету AGM-158 и корректируемую бомбу AGM-154, что так же буде говорить о необходимости получения на них разрешения применения вглубь России, но это уже будет администрация Дональда Трампа. Кроме того, для Киева очень важно иметь возможность сбивать в воздушном пространстве России российскую военную авиацию, как западными средствами ПВО, так и ракетами класса «воздух-воздух» AIM-120C/D AMRAAM для истребителей F-16. На это так же необходимо будет разрешение и, всё будет зависеть от того, насколько будет налажена коммуникация у Киева с Дональдом Трампом.
Аналогичный вопрос коммуникации касается и продолжения поставок в Украину дальнобойных ракет ATACMS. Хотя в этом вопросе, Дональд Трамп может оказаться достаточно предсказуемым, ведь он будет пытаться делать всё так, чтобы не казаться хуже, постоянного критикуемого им Джозефа Байдена. А потому, вряд ли будущий 47-й президент США совершит шаги для ослабления Украины, особенно по поводу уже принятых «ракетных решений».
И в этом случае, Джозеф Байден, даже в некотором смысле, поставил Дональда Трампа в неудобное положение с крайне ограниченным манёвром в сторону.
Все вышеизложенные факты говорят о том, что в перспективе, Дональду Трампу будет сложно заблокировать разрешение данное Джозефом Байденом, поскольку в политическом смысле это станет демонстрацией слабости 47-го президента США в сравнении с 46-м. Но для дипломатии Украины будет непростой вызов убедить Дональда трампа дать аналогичные разрешения на прочие образцы дальнобойного ракетного вооружения от США которые Украина пока не получила, но их поставка ожидается в коротко-срочной перспективе.