"Последнее на тему скандала... " - Алексей Копытько

"Последнее на тему скандала... " - Алексей Копытько

Все, кто хотел разобраться, уже могли это сделать. Информации достаточно. Тем, у кого другая мотивация, нет смысла дальше пояснять. А впереди очень ответственная неделя.

Наведём резкость. Очень много букв, но чтоб несколько раз не вставать и кидать одну ссылку.

Хронология.

23 декабря (пятница) были подписаны 8 контрактов на закупку услуги питания.

28-29 декабря (среда-четверг) проводятся совещания с анализом проделанной работы.

Итог:

• Контракты не отправляются на регистрацию в госказначейство. По ним не принимаются финансовые обязательства.

• Начинается их детальная проверка с целью устранения выявленных неточностей. На этот счёт есть поток бумаг.

• Руководитель департамента (ставший одиозным Богдан Хмельницкий) отстранен от должности. Запущен процесс его увольнения из Минобороны. (Технически увольнение состоялось в январе. Все, кто хоть раз сталкивался с отстранением и увольнением госслужащего, а тем более – военнослужащего во время войны, понимают, с какими формальностями это сопряжено).  

Подчёркиваю. Это всё – декабрь.

Работа с исправлением контрактов началась внутри Минобороны без каких-либо внешних воздействий. До скандала – 2,5 недели. Это обычная рутина, она катилась после нового года.

Точную дату установит СБУ. Но по ощущениям – где-то в первую декаду НГ произошёл слив документов в несколько источников.

18.01 – (до Рамштайна) информация на тему закупок питания появляется на канале «Исландия». Проверьте. Но резонанса не было из-за трагедии в Броварах.

18.01 – (в тот же день) НАБУ возбуждает фактовое уголовное дело для расследования обстоятельств.

21.01 (8.50 утра) – выходит текст в «Зеркале недели». Качество этой публикации я уже комментировал – это мрак. Лично мне до сих пор непонятно, почему публикация слива в дикой интерпретации называется «расследованием»? Ну, такое, может, я субъективен.

Спустя четыре часа после публикации (поступил 21.01 в 13.19, зарегистрирован в системе 23.01 в 7.45) в Минобороны приходит запрос от ЗН с просьбой прокомментировать тему еды (на него подготовлен ответ, не знаю только, когда технически ушёл – в пятницу или сегодня, это связано с проведением через систему документооборота) …

Дальше вы знаете.

Т.е., проверка контрактов и отстранение/увольнение Хмельницкого никак не связаны с публичным резонансом. Эти процессы начались ДО.

Почему начался массовый слив?

Зачем скандал пытались усилить через вовлечение военных (Мадяр об этом говорил) и под Рамштайн?

Зачем всё это?

Необходим экскурс в историю.

Чуть больше года назад, когда в Минобороны зашла новая команда, одной из главных задач было наведение порядка в закупках.

Первым вызовом стало согласование планов закупок в профильном комитете ВРУ (по новому закону, на год и три года) и ускорение тех программ 2021 года, которые подзависли. Это была тактическая задача, которую успешно решили.

По исполнению бюджета и ДОЗа 2021 год закончился практически безупречно (цифры публичны). Удалось вырулить.

Более того – были дополнительно проинвестированы ОВТ, которые сыграли важную роль в 2022 году.

Второй вызов – стратегический. Задачей было осветление процессов в закупках на системном уровне. Было два возможных подхода.

Тупиковый, но яркий подход – указать пальцем в парочку одиозных персонажей и с улюлюканьем их гонять. Много шума, все счастливы, толку – ноль. Потому что индивидуальное выковыривание злодеев, персональная охота в такой системе всегда более затратна, чем конечный эффект. Ничего не меняется.

Кстати. Быстрое, «волевое», «бескомпромиссное», в общем - показательное увольнение госслужащих-злодеев из госорганов, что так нравится публике – часто является одной из форм сохранения схем и злоумышленников.

Потому что такое увольнение – если нет заявления по собственному желанию – в 99,99% осуществляется с нарушением. Что приводит не только к восстановлению отдохнувшего злодея через суд, но и к выплате ему компенсации.

Что в свою очередь трактуется как нанесение ущерба госбюджету. И к ответственности уже привлекается тот, кто увольнял. Но кому интересны эти детали?

Результативный, но не наглядный подход – делать среду токсичной для злодеев, чтоб им было максимально сложно в ней работать.

Был избран второй путь.

В чем он заключается?

В Минобороны, помимо выплат денежного обеспечения военнослужащим и социалки, есть два главных вектора, где тратятся деньги: оружие и тыловое обеспечение. За каждое направление отвечает профильный заместитель министра, под ним работают профильные структуры.

На момент входа в Министерство новой команды в профильных структурах госслужащие, которые должны формировать политики закупок, были функционально совмещены с деньгами.

Поэтому у злодеев была мотивация интегрировать своих людей в профильные структуры и там шаманить. Это система работала десятилетиями.  

Подход, который сразу был задекларирован новым министром (можете поднять его заявления) – структурно отделить госслужащих, формирующих политики, от денег.

Вынести функцию закупок из профильных департаментов в специализированные агентства (аналог NSPA), которые можно сделать на порядок более прозрачными и гибкими, платить там людям нормальные зарплаты и ставить четкие KPI. А в департаментах/директоратах (где госслужащие) сохранить только политики и нормативку.

Работа в этом направлении началась ещё зимой 2022 года (посмотрите публикации того времени). Но встала на паузу. А потом была форсирована летом.

Технологический механизм этой реформы – не через единичные увольнения, а через подготовленную реорганизацию подразделений.

Ключевое слово – подготовленную. Это занимает время.

Быстрая неподготовленная реорганизация – это паралич подразделений. Он недопустим в Минобороны во время войны. Например, есть риск саботажа со стороны увольняемых, причём – строго в рамках закона. В мирное время можно с ними толкаться пару месяцев, пока всё стоит, сейчас нет.

Поэтому наш путь:

1) отделение функции формирования политики от функции траты денег (подшаманить на уровне политики можно, но радикально сложнее, чем на уровне контракта, другой уровень вовлечения и контроля);

2) предложение тем, с кем сотрудничество невозможно, уйти самим (часть воспользовалась этой опцией, но для военнослужащих она затруднена – нужно искать другое место службы, что требует времени);

3) подготовленная реорганизация подразделений, чтобы можно было перезагрузить функционал и кадры.

Что сделано?

I. Вектор оружия.

Уволен бывший начальник оружейного департамента, структура перезагружена.

Уволены руководители двух спецэкспортёров. Идёт реорганизация.

Создано агентство для закупок ОВТ, одной из задач которого является истребление необязательных посредников.

В конце сентября (уже при участии нового руководителя департамента, который форсил этот процесс) радикально упрощена процедура принятия ОВТ в эксплуатацию. На примере БПЛА уже виден эффект (на эту тему есть новости в медиа, не буду повторяться).

Агентство закупок ОВТ становится на крыло, наращивает портфолио прямых контрактов с производителями (с тем же Рейнметаллом и подобными), истребляет жуликов.

Активная фаза этих изменений была в июне-июле. Видимые результаты – с октября.

А теперь вспомните, что творилось в июле в медиа?

«Внезапно» страна узнала, что оборона рухнет и мы все умрём, потому что замом министра обороны «назначен бизнес-партнёр Ермака». И он (зам) якобы строит там «монополию».

«Внезапно», потому что этот зам и раньше работал в правительстве, а в Минобороны был переведён по просьбе министра Алексея Резникова в апреле.

Т.е., три месяца всем было всё равно. А потом настал ужас-ужас.

Также начали сходу очернять руководителя закупочного агентства. Враньём. Например, обвиняли в том, что он якобы загнал в убытки госпредприятие, которое ранее возглавлял. Но даже в открытых базах есть цифры финансовой отчётности: под руководством как раз этого человека структура была в плюсе. Т.е., тупо враньё. Кстати, также в исполнении известных «расследователей», которым скормили липовый фактаж. «Расследователи», как известно, выше того, чтобы проверять факты.

Всё это происходило как раз в тот момент, когда Минобороны выпиливало старых руководителей и поджимало посредников.

Цена вопроса – десятки миллиардов.

Тогда для усиления атаки пытались использовать фон в виде диких заявлений отдельных конгрессменов США по поводу контроля над оружием (сами заявления плодились по внутри американским причинам).

Волна схлынула, результаты я указал – уже есть реальный прогресс, хотя прошло всего несколько месяцев.

II. Вектор тылового обеспечения и активов.

Корпоративные права. Земля. Недвижимость. Строительство. Еда. Топливо. Вещевое обеспечение. Утилизация избыточного имущества (металлолом). Разминирование. ДПшки. И т.д. Это всё – тыл, который был под одним заместителем министра (Вячеслав Шаповалов).

Любой человек, который даже в кабинет не успеет зайти, только по факту назначения на этот сектор автоматически в публичном пространстве становится людоедом, коррупционером, иблисом и цитаделью зла. Особенно – когда начинает наводить порядок. Слишком много интересантов. Должность – не просто расстрельная, слово трудно подобрать.

Что сделано (помимо того, что надо было обеспечить увеличившуюся в разы армию).

Прикончили монополию по еде. Был один поставщик – сейчас восемь.

Прикончили ряд монополий в поставках критических позиций (особенно – ГСМ). Например, разрулили удивительные сюжеты, когда ТУ (технические условия) на товар, закупаемый Минобороны, являлся … частной собственностью. И владелец ТУ запрещал (!) публиковать это ТУ для тендеров.

Т.е., Минобороны в принципе не могло ничего купить у других поставщиков. И по всей вертикали у монополиста годами сидели люди (среди них – реальные герои войны), которые кричали (в том числе – в официальных бумагах), что никаких аналогов продукции нет! все закупки только у этого богоспасаемого поставщика! Прикончили, в общем, несколько таких тем.

Разобрались с корпоративными правами. Теперь структурно отстроено так, что корпоративные права работают на оборонное ведомство, независимо от политической команды, которая сегодня назначена – а завтра выставлена на мороз. Это постепенно сделает Минобороны более устойчивым как институцию.

По земле ещё в январе 2022 года (поднимите публикации) вместе с Геокадастром начали форсировать работу над ГИС, куда заливалась земля и активы со всеми правами и отягощениями.

Профильное земельное подразделение вместе с юридическими войсками под руководством Сергій Лапутько за год вернули Минобороны (отсудили) больше земель, чем за предыдущие 7-8 лет суммарно (7 или 8 зависит, что считать отправной точкой - заяву или решение).

Вернули много коммерческой недвижимости. Кое-где понудили фактических эксплуатантов нормально оформить отношения и платить в бюджет.

«Юридические войска» применяют разные формы воздействия, не обязательно суд. Например, медиацию, когда другой стороне популярно объясняют, почему лучше отдать долг Минобороны или выполнить контракт. И это работает.

По проблемному контракту с турецкими бронежилетами я писал – там еще осенью начался физический возврат денег (во что практически никто не верил). У недобросовестных деятелей по другим контрактам Минобороны арестовало через суд кучу денег и имущества. Т.е., с МО в юридические игры лучше не играть.

Главное.

Помимо всего указанного готовилась реорганизация двух наиболее одиозных структур:

1) Департамента госзакупок и материального обеспечения (ДДЗ, который возглавлял Хмельницкий) и

2) Главного управления имущества и ресурсов (ГУМР).

О ДДЗ у публики представление есть.

ГУМР – это совершенно эпическая структура, в складках которой могла затеряться небольшая европейская страна.

Сотни людей, сотни контрактов и тысячи материальных вопросов. Которые надо было расплести и пересобрать заново.

И всякий раз, когда рубили какой-то уходящий вдаль хобот, на другом конце вскрикивал и обижался какой-то уважаемый человек, часто – с большими звёздами или каким-то мандатом.

Так вот.

Логика абсолютно та же, что и с оружием.

Создано агентство, которое возьмёт на себя закупки (уже есть юридическая оболочка, она насыщается мясом, через пару месяцев взлетит).

Подготовлена (!!!) и запущена (!!!) в 2022 году реорганизация ДДЗ и ГУМР.

Их уже разобрали и пересобрали (прозрачные функции, чёткие рамки полномочий, болото, в котором ловили гешефты, практически высушили). Есть легальная возможность выставить на мороз тех, с кем не по пути. И взять новых людей. И ничего не обрушить. Это происходит прямо сейчас.

Поэтому уже второй месяц в Минобороны стоит дикий ор. Дичайший. Людям, у которых десятилетиями всё было душевно и по-домашнему, разрушили их уютный мир.

Цена вопроса – десятки миллиардов.

Параллельно идёт форматирование ДПшек (кровопускания, казни и т.д.)

Параллельно идёт процесс цифровизации. Что осветлит ещё часть полянки.

О Logfas я уже писал.

Одновременно уже несколько месяцев внедряются модули SAP, к концу года должен быть наглядный результат. Этот процесс стартовал не сразу, потому что после 24.02 надо было физически развернуть цифровую инфраструктуру Минобороны на резервных площадках.

И разобраться с «дослідно-конструкторськими розробками» программного обеспечения а-ля ERP, на которое Минобороны ранее потратило бюджетные деньги. Если разобраться юридически некорректно – это нанесение ущерба бюджету и автоматически уголовное дело для госслужащего.

Как вы понимаете, бенефициары не кричали ура, потребовалось время, чтобы оформить решение и не потерять результаты (бенефициары – не означает преступники, у людей был легальный «белый» выгодный контракт, который им было предложено пересмотреть в интересах Минобороны).

Одержимые мессианством швондеры, которые сейчас бегают и голосят, что это якобы они понудили МО заниматься цифровизацией, вообще не соображают, о чём говорят. Вот просто вообще. Ноль. Поэтому им так легко скормить любую чушь.

Отдельный блок изменений – это нормативка. Но тут потребуется описание в трёх томах…

Итого.

Заявленный год назад курс по реформированию закупок неотвратимо реализуется. По факту – воплощен процентов на 95%. Структурно-функционально – полностью. Теперь должно устояться и набрать проектную мощность.

Проведены реорганизации.

Приняты кадровые решения.

В поточном режиме меняется нормативка.

И в момент, когда нужно наполнять мясом реализованные изменения, ключевой человек, который больше года рубился на этом расстрельном участке, вынужден уйти. Чудовищно несвоевременно.

Чтобы не терялся темп на других приоритетных участках, в первую очередь – на международном треке.

Атака по той же схеме, что и летом. До мелочей. Рамштайн и военные как усиление…

Если будет найден какой-то криминал – все злодеи должны быть наказаны. Это не обсуждается. Никто не спрячется, независимо от заслуг. Это публичная позиция министра обороны Алексея Резникова с самого начала.

Но пока фактов не предъявили, отставка - исключительно политическое решение. От которого многие злодеи радостно завизжали.  

Напрасно. Всё будет доделано в лучшем виде и в кратчайшие сроки.

Наиболее частый вопрос, который мне задавали – кто это вас так? Искусственный характер вброса очевиден. Как и его подвязка под Рамштайн.

Не буду выдвигать никаких версий.

Вынесем за скобки Россию, которая основной бенефициар (российские сетки с патриотическими аватарками яростно постят комменты о килояйцах везде, где могут), но не обязательно инициатор.

Если записать в столбик основных членов «фан-клуба» Минобороны, они таковы:

1. (Россияне, которые пока за скобками).

2. Те, кто пользовал бюджетные миллиарды на оружии и на тыловом обеспечении. И кто потерял такую возможность. Они регулярно передавали нам приветы и ранее.

3. Бывшие владельцы корпоративных прав, которые оказались у Минобороны осенью. Когда им популярно объяснили, что как было – не будет, некоторые крепко обиделись. И пообещали напомнить о себе.

4. Лица, которые считают, что основная нагрузка министра обороны – делать красивые фотки с Остином. И убеждены, что будут лучше смотреться в кадре. Их становится больше, потому что скоро можно будет встречать красивые танки, пэтриоты, арчеры, ирисы и другие насамсы (и не только).

Также меня пытались убедить, что вместе с другими «коррупционными» историями это – комплексная попытка влиять на будущие расклады в Кабмине. Но это – конспирология, я могу ещё десяток красивых версий придумать.

Тем не менее, «фан-клуб» не ситуативный, он постояннодействующий и пополняется. Сливы были и будут. Потому что система большая, тотально перезагрузить сейчас невозможно, вредоносные организмы останутся.

Кто-то из "фанатов" увидел в пересмотре контрактов повод, организовал слив, накрутил тех, кто спасает мир, и надеется пожать плоды.

На примере данного скандала чётко видно, как разные «фанаты» вкладываются в разгон. Включились все. Им косвенно продолжают помогать швондеры, которые уже осознали ошибки, но не могут остановиться.

В общем, для контекста – более чем достаточно. Как уже сказал, неделя очень ответственная, не знаю, получится ли что-то писать.

НАБУ расследует, ждём результат. С комитетами ВРУ начался диалог, есть видение, как откорректировать систему питания.

Так и живём.