ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ГКЧП

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ГКЧП

Умер Олег Бакланов. На этом знаменитом фото он первый справа, рядом с Янаевым, тем самым, у которого руки затряслись после невинного вопроса Тани Малкиной. Слева - Борис Карлович Пуго. Тот, кстати, хоть и чекист, а был человеком чести; застрелился из табельного пистолета (Пуго, напомню, был министром внутренних дел СССР), когда за ним пришли.

Остальные сильно испугались, но решили пожить дальше. Многим удалось это вполне. Бакланову тому же, к примеру. Не дотянул самую малость до юбилея - 30-летия путча. Но все ж дожил до 89.

В эту компанию он вообще- то попал по...распределению. Всю жизнь занимался оборонкой и космосом. В 91-м курировал эти отрасли в качестве секретаря ЦК. Мечтал запустить Буран, а сам угодил в шторм. Но тем не менее он не был случайным гостем органа из четырех букв.

На 20- летие путча Бакланов дал откровенное интервью питерской Фонтанке. Вот одна из интересных цитат.

«...А что мы могли с Ельциным сделать в той ситуации? Тут же уничтожить? Конечно, сегодня, зная, какие грядут последствия, я бы пошёл на всё. Но тогда, поймите, я, да и большинство членов ГКЧП, узнали о проекте Союзного договора буквально за пару дней до этих событий. Мы были дезориентированы, поскольку не участвовали в этой свалке.

Но повторяю, если бы я ставил себе задачей захват власти, а другие члены ГКЧП мне присягнули, я бы действовал по-другому. Но ГКЧП был коллективным органом, а коллективный орган действует иначе. К тому же в ГКЧП не было консолидации. Лукьянов, например, занимал очень мягкую позицию, в то время как от Верховного Совета зависело очень многое. Язов постоянно говорил о том, что войска предназначены для борьбы с внешним врагом, а не с внутренним. А позиция Крючкова мне до сих пор непонятна. Получилось, что страны нет, а Комитет государственной безопасности весь в белых перчатках. Между тем именно он в первую очередь и отвечал за то, чтобы арестовать Ельцина и отправить его в "санаторий"...

Тот самый неотправленный в «санаторий Ельцин довольно скоро отпустил заговорщиков из тюрьмы, а мятежная Дума и вовсе помиловала красных хулиганов. После помиловки в 94-м Бакланов немного занимался политикой, а потом прислонился к родным космическим структурам и умер советником кого-то там из окружения Рогозина.

А ведь мог получить к дате и орденок! Тайным, конечно, указом - за защиту государственного строя и моральных скреп.

Boris Fel