Притча "Актриса"

Притча "Актриса"

Одна прекрасная актриса достигла такого совершенства в своём искусстве, что весь театральный мир склонялся к её ногам. Как все талантливые творцы, она была всецело предана сцене, и весь мир сосредоточивался для неё на подмостках, всё, что было вне театра, словно не существовало и не вызывало в ней ни малейшего интереса.

Но однажды, всё-таки, она встретила мужчину, который пробудил в ней страстные чувства. После этого и сцена, и даже обожание публики утратили для неё всякое значение. Однако, несмотря на все уверения, которыми она усыпала возлюбленного, что сердце её принадлежит только ему, он бешено и, чем дальше, тем больше ревновал её к публике, которой актриса стала теперь совершенно безразлична. И однажды, будучи не в силах долее терпеть эту ревность, он умолил актрису бросить сцену.

Шло время, и хотя вначале возлюбленные были на верху блаженства, мало-помалу любовь мужчины начала угасать, пока окончательно не погасла. И, разумеется, скрыть это от женщины, пожертвовавшей ради него всем, он не сумел. Сознание того, что её мужчина разлюбил её, пробирало холодом, как вечерний туман, и, обволакивая, как туман, облекало в саван отчаяния. Но, будучи женщиной храброй, она не закрывала глаз, заставляя себя прямо глядеть в лицо несчастью, хоть ясность, с которой она его видела, и разрывала ей сердце.

Она ясно видела не только то, что её мужчина её разлюбил, но и то, что, пожертвовав искусством ради их любви, совершила ужасную ошибку. И с той же ясностью она осознавала, что её искусство вместо источника вдохновения и опоры в жизни в трудные минуты превратилось для неё в препятствие. Потому что теперь, когда ей пришлось столкнуться с реальностью, ей не хватало указаний режиссёра и написанного автором текста роли. Она не привыкла обходиться без них и к ужасу своему, вдруг поняла, что совершенно не способна действовать в реальной жизни.

И вот однажды, когда она мерила шагами гостиную, к ней пришёл с визитом директор театра, в котором она играла. Премьерша и исполнительница главной роли в пьесе, готовившейся к постановке, внезапно заболела, и, находясь в отчаянном положении, директор решил обратиться к ней с просьбой выручить театр и его лично и заменить премьершу. Понимая, что, не выходя уже некоторое время на сцену, она утратила форму, актриса отказалась.

— Зачем мне вся эта глупая маскарадная мишура, картонные куклы вместо характеров, раскрашенная фанера декораций?

Но так как отмена спектакля грозила директору большими убытками, он настаивал: что ей стоит хотя бы ознакомиться с пьесой, прочесть её?

Только чтобы отделаться от него, актриса согласилась, но, уже прочитав первые страницы, она была поражена сходством трагедийного конфликта пьесы с трагедией собственной её жизни. Характеры, сюжет — всё совпадало, а развитие сюжета предлагало решение и её проблемы!

Таким образом, Судьба явилась актрисе в виде пьесы, и та решила роль взять и тем самым овладеть ситуацией. Она выучила текст и очень скоро сыграла свою роль в переполненном зале. Спектакль этот, без сомнения, стал звёздным часом всей её театральной карьеры, а в финале публика стоя приветствовала её многократными овациями и девятью букетами цветов.

Уезжая из театра по окончании спектакля, она всё ещё слышала крики «браво!». Излив публике собственную боль и открыв ей всю душу, она почувствовала невероятную усталость и пустоту, когда, нагруженная цветами, приблизилась к дверям своего дома.

Но, войдя, она вдруг увидела стол, сервированный для ужина на двоих, и вспомнила, что в этот вечер должна решиться её судьба.

И в этот миг в комнату неторопливой походкой вошёл тот, кого она некогда столь страстно любила и ради кого пожертвовала искусством. Он с улыбкой спросил её, не опоздал ли к ужину.

Взглянув на часы, она ответила:

— На ужин ты не опоздал, — и, прямо глядя ему в глаза, добавила, — но, тем не менее — ты опоздал!