Путника, исходившего землю, любопытный спросил о христианах:
— Чем они отличаются, есть ли у них монахи, каков главный праздник жителей?
Странник помолчал, собираясь с мыслями и начал свой рассказ:
— Я жил среди них. Люди везде не особо отличаются, хотя зовут Бога иначе и приписывают ему другую историю. Каждый народ представляет Создателя по-своему и рассказывает о нём своё. Христиане, например, также исповедуют «Не убий!», как мы. И также убивают.
Там тоже есть монахи, потому что куда легче любить Бога, чем человека. У них немало праздников, и христиане, наверно, со мной не согласятся, но для меня их главный праздник — Рождество.
Рождество — праздник рождения Надежды. Надежды на Другого, готового отдать жизнь за тебя, способного так возлюбить нас, неспособных любить друг друга, что придёт всех спасти.
На деле, конечно, не так. Иначе бы Другого — Спасителя, звавшего к добру, не убили у них те, кого он пришёл спасать. Эта надежда на рождение Бога в образе человека, ибо от себе подобных мы не ждём настолько хорошего.
Ты спросишь, какая отсюда вытекает мораль? Отвечу словами известными всем. Давно сказано:
«Нельзя научить, но можно научиться. Нельзя спасти кого-то за него самого, но можно спастись»
Сказано также: «Хочешь иметь друга — будь им».
Что трудно — человек слаб. Поэтому хочется верить в чудо: придёт некто более сильный и всё за тебя сделает. Оттого Рождество — это вечный праздник Мечты, ибо мы не меняемся.
— Ты не стал христианином? — спросил путника собеседник.
— Мне понравились заповеди и Учение, но не те, кто их исповедуют. Я уже говорил, эти люди не слишком отличаются от нас.
Исполняй они завещанное другим, стоило бы подумать.
Но люди ли это были бы тогда?