"Про новый курс" - Влад Пономарь

"Про новый курс" - Влад Пономарь

В последние дни в л/с приходит очень много просьб такого рода: "Влад, вы всегда точно прогнозировали направление движения валютных курсов и, учитывая изменения в Украине, хотелось бы увидеть свежий обзор-прогноз по курсу гривни".
Спасибо за оценку. Необходимость такого обзора действительно созрела. Исправляюсь.
Оk, смотрим. В последние годы экономическая ситуация в Украине была стабильная и прогнозируемая. Наша экономика росла темпами уровня мировой и выше ЕС, США, РФ и т.д. (2018г: ВВП Украины +3,3%; ВВП мировой экономики +3,6%; ЕС +1,9%; США +2,9%), РФ+0,5% в 1 кв-ле 2019).
Все основные экономические показатели демонстрировали рост (см. мой пост-таблицу от 8 мая и 13 мая), резервы выросли с $7 до $20,5 млрд, долговая нагрузка (отношение госдолга к ВВП) стремительно снижалась. Мы плодотворно сотрудничали c МВФ, имели доступ к средствам ЕС, Всемирного банка, МБРР, ЕБРР, национальных и международных банков, получали финпомощь и кредиты напрямую у иностранных государств (Японии, Германии, Канады, США и т.д).
Все поддавалось логике и анализу, поэтому мои курсовые прогнозы основывались лишь на факторах, которые на курсообразование и влияют. Я анализировал конъюнктуру мировых рынков с/х продукции, металлопродукции, т.е. наших основных экспортных рынков, урожай в мире и Украине, ценовую ситуацию на рынках стали, руды, инвестиции в наши ОВГЗ, привлечение долгового капитала, график погашений внешнего долга, бондов, детальный график по внутренним и валютным ОВГЗ, торговые войны, динамику ставки ФРС и т.д. и т.д (см. мою статью «как спасти нажитое»).
Сейчас в этом смысла нет, а появились вещи, которые непосредственно создают угрозу стабильности гривни. Прогнозировать динамику валютного курса исключительно на основе анализа вышеперечисленных показателей уже нельзя.
Человек, который сейчас фактически руководит страной, потребовал от президента объявить дефолт и отказаться от программы помощи МВФ.
Чем это чревато. Кредитный рейтинг Украины и украинских компаний сразу же опускается до дефолтного, происходит массовый отток иностранного капитала, инвестиций. Ни один инвестор не вложится в страну, которая отказалась платить по долгам. Нерезиденты, на руках у которых сейчас ОВГЗ на сумму 41 млрд грн, сразу из них выходят и переводят эту инвестицию в доллар. За ними последуют частные инвесторы, банки и население.
В любом случае, даже если дефолта не будет, такие разговоры и заявления в интервью авторитетнейшему Financial Times вредят Украине. Для инвесторов это четкие сигналы.
Дальше. Прекращение сотрудничества с МВФ. Средства МВФ, напомню, идут на пополнение золотовалютных резервов страны. А ЗВР, в свою очередь, используются для поддержки стабильности курса, когда на межбанке возникает дефицит валюты. Т.е. для нас валютные резервы - жизненная необходимость и залог стабильности экономики и нацвалюты.
Таким образом, после отказа Украины от сотрудничества с МВФ, при отсутствии финпомощи - у нас быстро иссякнут резервы из-за имеющегося дефицита торгового баланса и необходимости гасить долги. Курс станет неуправляемым, ведь, повторюсь - НБУ за счет резервов регулирует чрезмерные валютные колебания.
Всего в 2019г нам нужно отдать 427 млрд грн долгов, т.е. третью часть бюджета. В сентябре очередная пиковая выплата- $1,5 млрд долгов Януковича, которые позднее были реструктуризированы Н. Яресько.
Как пройти все эти выплаты без МВФ? Каким будет курс? Кроме этого важным бонусом сотрудничества с МВФ является сигнал для иностранных кредиторов и, что еще важнее, инвесторов. Тут речь идет именно о программных требованиях Фонда, ведь внешние кредиторы и инвесторы понимают, что если МВФ дает деньги, то необходимые для стабилизации изменения уже идут. И если для кредиторов это сигнал о том, что деньги будут возвращены, то для инвесторов важно иметь возможность первыми зайти на растущий рынок.
Т.е. МВФ – якорный кредитор для других официальных кредиторов Украины, которые сейчас дают нам кредиты на особых условиях, недоступных на рынке. В то время как средства МВФ увеличивают резервы НБУ, средства ВБ и ЕС поступают в бюджет Украины и помогают нам обеспечить макрофинансовую стабильность, а это особенно важно в годы пиковых выплат. В программе МВФ также заложен целый ряд мероприятий, ключевых для развития страны: продолжение фискальной консолидации для постоянного уменьшения госдолга; поддержание НБУ жесткой монетарной политики с целью снижения инфляции и дальнейшего накопления резервов; активизация реформ в налоговой сфере, в финансовом и энергетическом секторах и т.д.
Сотрудничая с МВФ, Украина снижает долговую нагрузку, ведь МВФ заставляет нас жить по средствам, ограничивая дефицит бюджета.

Идем дальше, все эти решения «судов» по «Привату». Напомню, 18 апреля суд по иску Коломойского признал национализацию Приватбанка незаконной.
Сейчас рассматриваются апелляционные жалобы, поэтому решение суда не вступило в силу. Но теперь мы видим, что возможно все и если апелляционный суд решит признать национализацию "ПриватБанка" незаконной это приведет к полноценному банковскому кризису.
Всемирный банк сразу заявил, что денационализация ПриватБанка сразу приведет к прекращению сотрудничества с международными институтами. (и тогда происходит все то, о чем говорилось выше в пункте про МВФ).
Все мировые финансовые институты осудили возможность денационализации Привата. МФВ мгновенно отреагировал: "В 2016г международные партнеры Украины поддержали решение национализировать ПриватБанк, поскольку это был единственный эффективный способ защитить вкладчиков банка - украинских физических и юридических лиц - и стабильность финансовой системы". Напомню, расследование «Kroll» показало, что бывшие владельцы вывели из банка $5,5 млрд.
Что произойдет сразу после денационализации ПриватБанка. Минфин Украины заявит, что заберет ОВГЗ, которые внес в капитал для спасения Привата. Вкладчики, зная, что в этом случае у банка сразу возникнет дыра в капитале 155 млрд грн и НБУ объявит банк неплатежеспособным, моментально выносят все вклады из банка и переводят в валюту. Банк передается Фонду гарантирования, который требует у правительства ОВГЗ для выплаты гарантированной суммы возмещения вкладчикам, а Фонд в свою очередь приходит за их монетизацией к Нацбанку.
Какой курс будет в случае реализации такого сценария?

Кроме этого США настоятельно рекомендовали главе государства не назначать на пост главы АП личного адвоката человека, который находится в США под масштабным расследованием ФБР. Глава гос-ва проигнорировал рекомендации. Может это отразиться на отношениях Украины с США? А Штаты- это МВФ, Штаты – это поддержка Украины в международных организациях, Штаты – это возможность для инвестиций, кредитования и т.д.
Также мы знаем, чьим человеком является Трамп и знаем цели Путина - вернуть Украину в зону влияния Кремля.

Учитывая все вышесказанное, я не вижу сейчас фундаментальных факторов, которые могут способствовать укреплению гривни.
Мой прогноз по курсу пессимистический. Конкретных цифр не даю. Все будет зависеть от возможности реализации вышеперечисленных сценариев. Я не удивлюсь падению курса на 20% уже к концу года (это без дефолта). Сейчас мы в новой реальности. А еще полгода назад никто не мог представить, что в Украине возможно то, что сейчас происходит.

В любом случае нам нужно продолжать развивать Украину как европейское государство, движущееся в ЕС и НАТО.

Хорошего дня!

Влад Пономарь