С приходом интернета накопившиеся противоречия в современном обществе обнажили несоразмерный цивилизационный разрыв Запада от феодальных, авторитарных и теократических моделей государственного устройства. Появилась очень серьезная дилемма — каким образом явные противоположности и взаимоисключающие реальности можно объективно и справедливо разместить в едином международном праве.
Дилетантов в высших эшелонах власти, желающие перетащить на свою сторону общественное мнение, начинают строить свои предвзятые версии и концепции по поводу произошедших и происходящих конфликтов. Странно наблюдать, когда югославский конфликт начинают ровнять с иракским, ливийским, сирийским и прочими прецедентами применения грубой силы, а Косово с Крымом, Абхазией и Южной Осетией. Или и вовсе пытаться сравнить нарушения прав человека в Саудовской Аравии, Китае, КНДР с нарушениями прав человека в России, Украине и с другими государствами, у которых задекларированы демократические правовые светские Конституции.
Международное право — это универсальный набор критериев, который объективно, всесторонне и справедливо находит решение по любому противоречию в любой ситуации. Никто не спорит, что Асад является международным преступником, который, совершив преступления против мира и безопасности человечества, должен быть наказан, но это наказание должно быть в границах международного права. США, без сомнения, демократическое правовое государственное образование, член Совбеза ООН имеет право реагировать на происходящие процессы в Сирии в связи с применением химического оружия.
Но если Трамп решил наказать международного преступника и напомнить всем отморозкам о неотвратимости наказания, то эта военная кампания должна быть доведена до логического конца. Трамп же ограничился популистской имитацией полумер, и вместо свержения режима Асада уничтожил всего лишь несколько самолетов и военных складов. Такого наказания нет в практике международного права, и с виду благородные порывы Трампа превратились в такой же беспредел и своеволие, который исходит от Ирана, России, «Хезболлы» и режима Асада.
Нет никаких правовых препятствий, чтобы наказать любой режим в современном мире, и Устав ООН этому благоприятствует. Есть только нежелание мировых лидеров или непонимание ими инструментария международного права, и только поэтому международное сообщество проваливается в пропасть бесправия.
Наталья Гулевская