Свежих карт ISW сегодня нет и, следовательно, комментарии о ситуации на фронте я отложу на завтра. Будем исходить из того, что ничего существенного за прошедшие сутки не случилось. В пабликах пишут разное и про Курахово и на Покровском направлении, но без карт ISW - это все вилами на воде писано.
Вчера Владимир Зеленский дал интервью, в котором он опять поднял вопрос о действенных гарантиях безопасности для Украины и настаивал на том, что без американских гарантий все остальные гарантии он будет считать слабыми. Действенные же гарантии безопасности он считает обязательной частью той самой “сильной позиции”, без которой он не соглашается начать переговоры с Россией.
Еще более радикально высказался сегодня советник Офиса президента Михаил Подоляк. Он заявил: “О переговорах с Россией много говорят, но это иллюзия. Никакого переговорного процесса не может быть, потому что Россию не заставили заплатить достаточно высокую цену за эту войну". Кроме этого, он считает, что “...страны Запада во главе с США должны дать Украине гарантии безопасности от российской агрессии, которые подразумевали бы военное сдерживание Москвы. Какая этому может быть альтернатива? Сегодня альтернатив нет. Россия должна понимать, что как только она начнет агрессию, в ответ она получит значительное число ударов".
Сейчас я опять соберу большое количество хейта, но тем не менее скажу как думаю: мне кажется, что у украинского руководства есть большие проблемы с модальностью. Раньше я уже писал, что Зеленский часто путает “хочу” и “могу”. У него “я не хочу” тождественно по смыслу “я не могу”. Но в жизни это, к сожалению, далеко не так. Люди много чего “могут”, даже если они этого не “хотят”. Например, они, как правило, не хотят убивать других людей, но, тем не менее - могут…
Зеленский часто повторяет, что Украина не может существовать в условиях замороженного конфликта. Это, как раз, и есть пример той инверсии, о которой я пишу. Зеленский не хочет, чтобы Украина существовала в условиях замороженного конфликта. И это его желание вполне объяснимо. Но мочь-то она может. Люди, вообще, могут многое, когда у них нет другого выбора… Вот и сегодня Подоляк говорит, что действенным гарантиям безопасности для Украины нет альтернативы. Он ошибается: им есть альтернатива. Например - отсутствие таких гарантий.
Он говорит, что Запад (и прежде всего - США) должны дать Украине гарантии безопасности. Где написано, что должны? Откуда взялся этот долг? Из хотелок Подоляка-Зеленского? Разве у Запада есть какие-то обязательства перед Украиной?
Может всё-таки вернуться к реальности и сказать как есть на самом деле: мы, украинские руководители, очень бы хотели, чтобы Запад дал Украине действенные гарантии безопасности на случай повторения российской агрессии. Если не сформулировать правильно, то мы так и будем путать где “мы хотим”, а где “нам должны”. А от этой путаницы потом возникают всякие недоразумения.
Вот, например, в том же интервью Зеленский сказал, что к нему обращаются западные лидеры с просьбой забрать обратно в Украину тех беженцев, которые так и не вышли на работу и продолжают сидеть на пособии. На что Зеленский сказал, что он готов этим заняться, но только в обмен на дополнительные поставки ПВО. Это, конечно, остроумно, но недальновидно. Вряд ли он таким способом получит желаемое, но отношение к нему испортится. Впрочем, оно и так уже оставляет желать лучшего. Какие бы иллюзии на этот счет он сам не питал…
Еще раз: так получилось (почему - вопрос к себе), что у Украины нет никаких гарантий по обеспечению ее безопасности от других государств на случае агрессии без применения ядерного оружия. И в этом отношении она находится в ряду многих десятков государств, обеспечение безопасности которых - их собственная забота.
Вот, например, Иран. Кто ему гарантирует его безопасность, кроме его самого? Никто… Или Бразилия. Или ЮАР. Или Индия. Да большинство государств в мире не имеют никаких внешних гарантий на этот счет.
С чего это вдруг Украина решила, что у нее они обязательно должны быть, а без них она “не может”? Сие есть загадка…
Уж если столько в Украине говориться о независимости и суверенитете, то у этого всего роскошества есть ведь и обратная сторона: если ты никому ничего не должен - то и тебе, соответственно, тоже: никто и ничего… Тут, как бы, симметрия напрашивается…
В этих условиях постановка вопроса: “Я сяду за стол переговоров только если вы мне дадите действенные гарантии безопасности”, чревата тем, что тебе ответят: “Да не садись! Нам что, больше всех надо? Это ж твои люди гибнут и твои города разрушаются. Как хочешь… Вольному - воля. Еб…сь тогда сам со своей войной. А мы пошли. У нас своих забот выше крыши”.
Получается какой-то детский сад: “Мама! Если ты мне не купишь эту машинку, то я выброшусь в окно! И оставлю записку, что ты во всем виновата! И ты будешь до самой смерти себя винить!”
Мне кажется, что Зеленский ведет рискованную игру. Ставить на кон свои отношения с союзниками ради того, чтобы получить от них гарантии безопасности (которых они очевидно давать не хотят), это значит подталкивать их к выбору: дать эти гарантии или послать его подальше. И я не уверен (в случае с Трампом - особенно), что если их вот так загонять в угол, то они сделают тот выбор, которого хочет Зеленский.
И зря Подоляк считает, что альтернативы нет и Запад (читай - США, на меньшее Банковая не согласена) должен дать Украине гарантии безопасности. Альтернативой могут быть, например, сепаратные договоренности с Путиным за счет Украины. Вот та плата, которая может быть уплачена Украиной за неадекватное представление о своей ценности для Запада.
Я все же надеюсь, что разум возобладает, и к моменту инаугурации Трампа Киев созреет и займет более реалистичную позицию. И тогда вместе с Америкой можно будет добиться от России хороших условий перемирия. У Америки есть чем надавить на Путина. Она, например, в состоянии обрушить цены на нефть. Если сильно захочет. А для того, чтобы она искренне этого захотела, не надо ее ставить в такое положение, в которое ее хочет поставить Зеленский. Сам он не любит, когда ему ставят ультиматумы. Почему же он думает, что Трампу это должно понравиться?
Вот такие у меня сегодня мысли. После всех этих интервью.
Слава Украине!