Он прожил 96 лет и 73 из них посвятил театру имени Вахтангова – Этуш до последнего играл на сцене по 8–10 спектаклей в месяц. Он был почти ровесником этого театра. В ноябре 1921 года третья студия МХАТ показала спектакль «Чудо святого Антония» Метерлинка, его поставил Вахтангов, и этот день и стал днем рождения театра. А в мае 1922-го родился Владимир Этуш. Впрочем, как рассказывал сам актер: «Началось всё с того, что я появился на белый свет дважды. Первый раз – 6 мая 1922 года. А второй – в ту же пору, но год спустя. Объясняется это очень просто. Тогда в некоторых семьях было принято записывать новорождённого мальчика годом позже. Дескать, придёт время призыва в армию – крепче будет. Так поступили и со мной. И официально я существую с 1923 года».
Его отец – Абрам Шахнович Этуш – до революции был коммивояжёром, а потом работал в строительной сфере. Семья проживала в просторной четырехкомнатной квартире возле Яузских ворот. Со временем Этушей «уплотнили», подселив к ним соседей, которые в 38-м донесли на Абрама Этуша. «За антисоветские разговоры и нелицеприятные высказывания в адрес товарища Сталина» глава семейства был арестован. С арестом отца закончилось и безоблачное детство Владимира Этуша – из прилежного ученика и любимца учителей он вмиг стал просто сыном «врага народа».
![Image: https://static.spektrnews.in.ua/img/2019/03/973/97371.jpg](https://static.spektrnews.in.ua/img/2019/03/973/97371.jpg)
Однажды на уроке литературы учитель попросил его изложить точку зрения Ленина на роман Гончарова «Обломов». Этуш ответил, но по ошибке изложил точку зрения не Ленина, а Бухарина – тоже к тому времени «врага народа». «Сначала я не придал значения своей ошибке, – вспоминал Этуш, – но вскоре меня вызвали к директору школы. Захожу в кабинет. За столом сидит маленький седенький человек в длинном пиджаке, скрывающем кисти рук. Смотрит на меня голубенькими глазками, колющими, словно гвозди, и спрашивает: “За что отец сидит?” Я честно отвечаю, что не знаю, даже не догадываюсь. Тогда директор школы продолжает: “У нас ни за что не сажают”. Он меня так мытарил целый урок. Вопрошал: “Что же, прикажешь мне теперь в НКВД звонить?!” – и протягивал руку к телефонному аппарату. Я помню то чувство страха – не за себя, а за маму: мало того что мужа посадили, так теперь еще и сына заберут. Я просил директора не вызывать НКВД, твердил: “Я выучу слова Ленина, выучу”. В конце концов директор меня отпустил. Очевидно, он просто меня пугал. Но это свое унижение я помню до сих пор».
![Image: https://static.spektrnews.in.ua/img/2019/03/973/97372.jpg](https://static.spektrnews.in.ua/img/2019/03/973/97372.jpg)
К счастью, отца вскоре освободили, и вместе с Владимиром они возобновили традицию отправляться каждые выходные в кино или театр. «Первый спектакль, который я увидел, – “Синяя птица” во МХАТе. Это было потрясающе, – рассказывал Этуш. – Мне нравилось все, но особенно одежда актеров – яркая и необычная. Понятия не имею, откуда во мне взялся ген актерства, но он во мне был! В эту профессию меня толкало что-то изнутри».
Движимый этим подталкиванием, Владимир записался в драмкружок, с каждым днем все сильнее желая посвятить свою жизнь сцене. Но, как признавался сам Этуш, он просто был уверен, что не вышел для этого внешностью: «Слишком черный, как кавказец. Мне казалось, в артисты из-за этого меня не возьмут. Поэтому после окончания школы ринулся поступать на режиссуру, однако с треском провалился. А вот в актеры меня взяли! Когда пришел поступать в Театральное училище имени Щукина, Рубен Симонов и Борис Захава отметили именно мои прекрасные внешние данные. Мне кажется, это единственное, что не вызывало у них сомнений! Помню, как Симонов с воодушевлением говорил: “Боря, Боря, ну ты смотри, какая у него внешность!” Я был поражен, потому что думал, что это мой изъян».
Так в 1940-м Этуш был зачислен в Театральное училище имени Щукина. Через год началась война – Этуш был направлен на строительство оборонительных сооружений вокруг столицы. Проведя там три месяца, Владимир вернулся в совершенно другую Москву, охваченную паникой – для театра там просто не было места. И Этуш, несмотря на имевшуюся бронь, ушел на фронт добровольцем. Как вспоминал он сам, решение пришло во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов», в массовых сценах которого были задействованы студенты-первокурсники театрального училища. Тогда в зале сидело всего 13 человек. И слова Багратиона, обращенные к войску: «Отдайте жизнь, но Родины и чести не отдавайте никому!» – прозвучали для него как напутствие. Владимира, прекрасно владевшего немецким языком, отправили на курсы военных переводчиков, после окончания которых он сам попросился на фронт.
Этуш сражался в Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону и Украины, был тяжело ранен в 44-м. Проведя полгода в госпитале, со второй группой инвалидности Этуш вернулся в Москву. С тростью в руке и продырявленной пулями шинелью его взяли на четвертый курс Щукинского училища больше из жалости: студентам-старшекурсникам полагался усиленный паек. Правда, сразу оговорили условия: не справится – перейдет вновь на первый курс. Этуш справился. Закончив «Щуку» в 45-м, Этуш был распределен в подведомственный училищу театр имени Вахтангова. Пробовал он себя и в кино, но там ему выдавали лишь роли иностранцев: турка Сеида-Али в фильме «Адмирал Ушаков» и итальянца Мартини в «Оводе».
Всесоюзную славу Этушу принесла роль кавказца – товарища Саахова в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Этуш, сыгравший к тому моменту уже целый ряд южных мужчин, сначала отказался от роли Саахова: «Еще парочка таких типажей – и я всю оставшуюся жизнь буду играть только темпераментных брюнетов!» Но Гайдай убедил: «Вот у меня еще одного сыграешь, а потом и решай!» Взявшись за дело без особого энтузиазма, актер настолько проникся своим образом, что многие реплики додумывал прямо на площадке. Фразы «Студентка, комсомолка…», «Садитесь пока» и «Шляпу сними» придуманы именно им. Как рассказывал Этуш, знакомые во время съемок картины предупреждали его, чтобы он был осторожен и не ездил на Кавказ, так как за образ Саахова его и побить могут. А после того как картина вышла на экраны, сочувствовали – мол, теперь и здесь, в Москве, найдут и побьют. Но получилось все наоборот – Этуша носили на руках.
В 70-е годы Этуш сыграл еще целый ряд интересных ролей в кино, но больше всего зрители полюбили его в лице инженера Брунса в «Двенадцати стульях» и стоматолога Шпака в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». В 1971 году Этушу было присвоено звание народного артиста СССР. Еще с конца 50-х, параллельно с игрой в театре и съемками в кино, Этуш начал преподавательскую деятельность. В 1987-м он стал ректором Щукинского училища, а начиная с 2003-го был его художественным руководителем.
![Image: https://static.spektrnews.in.ua/img/2019/03/973/97373.jpg](https://static.spektrnews.in.ua/img/2019/03/973/97373.jpg)
Юбилей за юбилеем он проводил на сцене тетра, став живой легендой и для коллег, и для зрителей. Казалось, время над ним не властно. Но за кадром для многих оставалось здоровье актера.
В конце января 2019 года руководством театра было опубликовано заявление: «Уважаемые зрители! Нами принято непростое решение – спектакль “Бенефис” покидает репертуар Вахтанговского театра. Спектакль был поставлен два года назад Владимиром Этушем по пьесе Надежды Птушкиной “Пока она умирала” и всё это время ежемесячно шел при полных залах. Главную роль в спектакле неизменно играл народный артист СССР Владимир Абрамович Этуш. К нашему огромному сожалению, Владимиру Абрамовичу, отметившему в прошлом году своё 95-летие, стало тяжело играть этот трехчасовой спектакль. Мы понимаем, что возможность выходить на сцену для артиста равносильна потребности в еде, воде, воздухе. Поэтому театр в настоящее время делает всё, чтобы Владимир Этуш имел в дальнейшем возможность регулярно выходить на Вахтанговскую сцену в роли, соответствующей не только его таланту, но и физическим возможностям. Желаем нашему патриарху Владимиру Абрамовичу Этушу крепкого здоровья, бодрости, сил и, конечно, долгих лет на радость зрителям и во славу Вахтанговского театра!»
![](https://static.spektrnews.in.ua/img/2019/03/973/97374.jpg)
Но, видимо, без энергетики театра сердце Владимира Этуша долго биться уже просто не могло.