В одной популярной американской книге (сейчас уже не вспомню названия) про войну во Вьетнаме есть такой эпизод: американские солдаты в увольнении в городе, в перерыве между изматывающими боями с вьетконговскими партизанами, отправляются в кинотеатр, где смотрят фильм 1961 года «Пушки острова Наварон».
В этом фильме (1961) рассказывается о том, как группа британских и американских командос (Грегори Пек) при помощи греческих партизан (Энтони Куин), пробираются на остров Наварон, занятый немецкими фашистами и уничтожают батарею крупнокалиберных орудий, контролирующую стратегический пролив Средиземного моря.
В какой-то момент по ходу фильма американские солдаты в кинозале в Сайгоне начинают симпатизировать экранным фашистам, одобрительно свистеть и кричать, когда те уничтожают партизан.
В войне в восточной Украине в моем сознании все время происходила та же обратка. Все перевернулось, и уже нельзя не симпатизировать тем, кого российская (читай советская, путинская) пропагадна упорно называет фашистами.
Глядя на войну вокруг себя, на самоотверженных украинских солдат, которые, порой, ценою своей жизни, в нечеловеческих условиях защищают свою землю, понимаешь, что на самом деле — это они сражаются с «фашистскими» захватчиками, а не наоборот.
И все время в голове крутятся строчки из песен Высоцкого: «От границы мы землю вертели назад, было дело сначала...», «Нам и места в землянке хватало вполне ...» , «Я стою, стою спиною к строю. Только добровольцы — шаг вперед...»
Как все верно написано. Про такую же войну. В которой ясно, кто «фашисты», а кто нет ...