"Путин против Запада. Почему российские войска обстреляли Киев в день приезда Гутерриша" - Виталий Портников

"Путин против Запада. Почему российские войска обстреляли Киев в день приезда Гутерриша" - Виталий Портников

Обстрел украинской столицы в день, когда в Киеве находился генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, стал еще одним страшным символом войны, которую Россия развязала против Украины 24 февраля 2022 года. Наблюдатели сейчас ломают голову, зачем Путину это понадобилось именно в день визита Гутерриша, который был преисполнен желания внести хотя бы какой-то вклад в спасение людей, остающихся запертыми на осаждаемой «Азовстали».

Некоторые даже утверждают, что это «наказание» генерального секретаря, который позволил себе непочтительно разговаривать с российским правителем во время переговоров за пресловутым длинным белым столом.

Но какими бы ни были мотивы Путина, вновь было продемонстрировано вопиющее пренебрежение Кремля к международным институциям как таковым. Россия показала готовность обстреливать украинскую столицу как раз тогда, когда на встречу с Владимиром Зеленским прибыл руководитель организации, постоянным членом Совбеза которой она является.

ЗАПАД СТАНОВИТСЯ РАДИКАЛЬНЕЙ

Обстрел Киева в тот момент, когда генеральный секретарь ООН пытается выполнить посредническую миссию, о которой он перед этим говорил в российской столице, казался невозможным еще несколько недель назад. Но сейчас для Путина возможно практически все.

И это «возможно практически все» стало очевидным для западных политиков – поэтому позиция таких стран, как Соединенные Штаты, Великобритания, Германия радикально меняется на глазах.

Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс в своем выступлении в Лондоне и заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд в интервью «Медузе» говорили о необходимости стратегического поражения Путина. Глава британского внешнеполитического ведомства конкретизировала, что означает это стратегическое поражение – освобождение Украиной всех своих территорий, в том числе оккупированного еще в 2014 году Крыма.

Еще недавно даже в офисе президента Украина считали, что реальной победой будет возвращение российских войск на позиции к 24 февраля. Когда изменился этот подход, когда он радикализировался? Возможно, после Бучи. После Мариуполя.

И в Украине, и в западных странах происходят все те же процессы, которые происходили на Западе в 30-е годы прошлого века, когда политические элиты вначале пытались как-то «приспособиться» к Гитлеру, сжиться с ним, но пришло понимание, что никакого приспособления не будет – или мы его, или он нас.

К Сталину и его наследникам в Советском Союзе и России «приспособились» именно потому, что СССР получил мощную прививку Второй мировой войны, что снизило агрессивные притязания большевистских правителей.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Не столько они, сколько само травмированное войной советское общество жило в парадигме «лишь бы не было войны» и готово было простить своим правителям любые прегрешения, любой авторитаризм и любые экономические «эксперименты» – только бы был гарантирован мир. Но сейчас действие прививки ослабло.

Вместо «лишь бы не было войны» действует лозунг «Можем повторить!», а Путин ведет себя даже не как послевоенный Сталин, а как довоенный Гитлер. Именно поэтому все попытки приспособиться к его режиму оказались опровергнуты самой реальностью – и месяцы войны это продемонстрировали с пугающей откровенностью.

Поэтому Запад и эволюционирует на глазах. Поэтому западные чиновники и говорят о стратегическом поражении России как о цели своих правительств – а вовсе не о стремлении дать возможность российскому президенту «сохранить лицо». Поэтому американский конгресс принимает впервые со времен Второй мировой закон о ленд-лизе, который облегчит поставки вооружения украинским военным, а немецкий бундестаг подавляющим большинством голосов – и коалиция, и находящийся в оппозиции Христианско-демократический союз – голосует за поставки тяжелых вооружений украинской армии.

То, что казалось политической фантастикой в феврале, становится обыденностью в апреле. И Путин это прекрасно видит, поэтому шмаляет ракетами по Киеву в день визита генерального секретаря ООН. В конце концов, в феврале и этот обстрел казался многим политической фантастикой.