Реформа жилищно-коммунальной сферы - что нас ожидает

Реформа жилищно-коммунальной сферы - что нас ожидает

В начале февраля Верховная Рада в первом чтении приняла закон «О жилищно-коммунальных услугах». Разработчики законопроекта уверяют, что он направлен на демонополизацию рынка жилищно-коммунальных услуг и призван регулировать отношения между жильцами многоквартирных домов и управляющими компаниями.

1 июля 2016 г. вступает в силу закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Этот документ определяет права, обязанности и ответственность совладельцев, компетенцию их собрания, порядок принятия решений относительно управления многоквартирным домом, уточняет правой статус и принципы создания ОСМД. Вместе с тем остались неурегулированными вопросы заключения договоров по управлению многоквартирными совладельцев и оказанию жилищно-коммунальных услуг.

Гладко было на бумаге…

По словам одного из разработчиков нового законопроекта, замглавы комитета ВР по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства Алены Бабак, закон о ЖКУ определяет, каким образом потребители будут заключать договоры на весь комплекс услуг ЖКХ: по управлению, электро-, тепло-, газо- и водоснабжению, водоотведению и «обращению с бытовыми отходами». При этом вывоз мусора должен быть выделен из квартплаты в отдельную услугу. Потребителям предоставляется возможность выбирать компании, которые будут заниматься вывозом ТБО, но только из списка, составленного органом местного самоуправления на конкурсной основе. Эти компании будут самостоятельно устанавливать тарифы, а Кабмину предоставляется право лишь установить порядок формирования тарифов на «обращение с бытовыми отходами».

Кроме тарифов на вывоз и переработку мусора, законопроект лишает местные власти права устанавливать стоимость централизованных отопления и водоснабжения и других услуг.

Закон о ЖКУ предусматривает прозрачное разделение тарифа с указанием размера платы за коммунальные услуги и собственно за услуги управления; предоставляет владельцам квартир право брать пробы воды и газа; составлять акт-претензию без участия представителя фирмы, предоставляющей услуги и другое.

…да забыли про овраги

Независимые эксперты увидели в новом законе немало минусов: например, расчет за воду, канализацию и тепло будут производиться по показаниям общедомовых счетчиков. Таким образом, добросовестным плательщикам придется платить за должников, ведь показания общедомовых приборов учета будут «раскидываться» на всех жильцов. Предусмотрено также право «несанкционированного доступа в жилье» в случае чрезвычайной ситуации для проведения осмотра или ликвидации аварии. Даже если собственник жилья будет против, а представитель поставщика услуг решит, что существует объективная угроза имуществу или жизни жильцов, аварийно-ремонтная бригада может выбить дверь и войти в квартиру.

Наконец, закон не предъявляет никаких требований к управляющим компаниям, их деятельность не лицензируется.

Готовьте ваши денежки!

Несмотря на такие не слишком радужные перспективы, горожане, похоже, надеются на пресловутый «авось». Осталось менее 5 месяцев на то, чтобы определиться с формой управления многоквартирными домами. Из двух вариантов (общество совладельцев или управляющая компания) более предпочтительным, по всей видимости, является все-таки первый. Но процесс создания ОСМД динамичным не назовешь. По информации , с начала нынешнего года в самостоятельное плавание отправились 5 домов. Таким образом, на сегодняшний день созданы 32 общества совладельцев – это одна десятая часть многоквартирных домов, которые находятся на балансе исполкома.

Как считает Г.Каневский, директор КП «НК ЖЭУ» Григорий Каневский, после реформирования сферы ЖКХ владельцы жилья столкнутся с еще большими проблемами, чем сейчас: «Государство избавилось от обузы, переложив заботы по содержанию обветшалого жилого фонда на плечи жильцов. На первый взгляд, все правильно – если в доме приватизированы 100% квартир, почему его обслуживанием должен заниматься ЖЭК? К тому же все привыкли ругать ЖЭКи за якобы плохую работу, так что теперь появится возможность сравнить их с управляющими компаниями. Но согласятся ли последние работать за те деньги, что сейчас платят ЖЭКам?

Например, сумма квартплаты в 8-12 квартирных домах в исторической части города составляет 450-900 грн. в месяц. Вероятно, сразу же встанет вопрос о повышении тарифов. К тому же будут нужны средства на капитальные затраты (ремонт крыш, замена коммуникаций и прочее). За это тоже придется платить жильцам. Не следует забывать, что часть владельцев жилья традиционно не платит за коммунальные услуги: сейчас долг населения перед ЖЭУ достигает 2,6 млн. грн. А ведь управляющие кампании захотят еще и прибыль получить.

Недоразумений добавят противоречия и нестыковки в новом законодательстве, призванном регулировать отношения между жильцами, посредниками в лице управляющих компаний и поставщиками услуг. Не исключено, что ЖКХ в ближайшие годы ждет коллапс, так что владельцы жилья могут даже изменить свое прежнее отношение к деятельности ЖЭКов».