Обещание Владимира Путина повысить расходы на вооружение должно было стать спасением для этого небогатого промышленного города, известного производством тяжелых танков, которые уничтожали нацистские танки в годы Второй мировой войны.
Но для сварщиков вроде Дениса Морозова, который зарабатывает, как и четыре года назад, 35 тысяч рублей (550 долларов) в месяц, надежд на это почти не осталось. Он говорит, что даже с учетом сверхурочных этого хватает лишь на то, чтобы поддерживать на ходу его стареющую российскую четырехдверную «Ладу» и на сигареты, которых он по привычке выкуривает по пачке в день.
«Когда зарабатываешь таким тяжелым трудом, все кажется дорогим, — говорит 29-летний Денис Морозов, глядя из-под натянутой на лоб серой вязаной шапки. — И даже если у тебя есть деньги на покупку вещей, радости они не доставляют».
Россияне по всей стране все сильнее ощущают на себе бремя экономических трудностей, связанных с западными санкциями и предпочтениями властей, которые больше внимания уделяют военным расходам,а не реформированию экономики. Люди уже не один год вынуждены платить за военные авантюры Москвы за рубежом, и экономические проблемы в Нижнем Тагиле, когда-то считавшемся бастионом лояльности Кремля, демонстрируют растущее недовольство и снижение поддержки самого Владимира Путина по всей стране.
Именно здесь, в 1300 километрах к востоку от Москвы, Путин нашел столь необходимую ему поддержку в 2011 году, когда он столкнулся с самыми массовыми за время своего правления протестами представителей среднего класса Москвы. Рабочий «Уралвагонзавода», на котором производят танки, во время прямой линии выразил готовность разгонять протестные митинги и поддерживать Путина. Кремлевский лидер в прямом эфире усмехнулся.
Теперь Денис Морозов говорит, что он и другие люди недовольны Путиным, который с тех пор регулярно появляется на заводе (последний раз он приезжал после прошлогодних президентских выборов), чтобы показать свою связь с простыми людьми. «Давно уже необходимы перемены в верхах», — сказал он, добавив, что они с коллегами устали от визитов президента, сопровождаемых безумствующими СМИ. Они считают, что их интересы его больше не волнуют.
По мнению специалистов независимого центра социологических исследований «Левада-центр», это мнение является причиной падения в прошлом месяце рейтинга одобрения Владимира Путина до 64% по сравнению с 80% в прошлом году. Этот рейтинг достиг самого низкого уровня с 2013 года. Еще одним показателем снижения популярности президента, который был зафиксирован в опросе, проведенном дружественным Кремлю социологическим центром, стало падение уровня доверия к Путину до 32% в этом месяце по сравнению с 55% год назад. В прошлом году Путин был переизбран на четвертый президентский срок во многом благодаря успехам в сфере усиления геополитического влияния Москвы после военных интервенций в Сирии и на Украине. Но, по данным российских властей, момента начала военных авантюр в 2014 год уровень жизни падает, несмотря на появившиеся у рабочих перспективы в связи с повышением расходов на военную технику.
По этой причине вопрос экономики стал для Кремля болезненным. Институт статистики Росстата в этом месяце приостановил публикацию ежемесячных данных о реальных доходах россиян. Опубликованные ранее данные свидетельствуют об их падении в последние пять лет.
Кроме того, недавно один из федеральных органов исключил из федерального перечня учебных пособий учебник по экономике, заявив, что в нем отсутствуют «материалы о планах ближайшего экономического прорыва». Опубликованные Росстатом недавно уточненные данные демонстрируют более высокий рост в прошлом году, 2,38%. Этот показатель оказался выше прогнозируемого, что вызвало удивление и у экономистов, и у простых россиян.
Вероятно, после этого года экономический рост России составит 1,3%-1,5% в год, сказал главный экономист по развивающимся рынкам из лондонской консалтинговой фирмы «Кэпитал Экономикс» (Capital Economics) Уильям Джексон (William Jackson), отметив при этом рост недовольства.
«Это не какой-то незначительный диссидентский протест; это значительное количество людей, уровень жизни которых понизился», — сказал он.
Протесты против экономической конъюнктуры вряд ли станут серьезным вызовом для Кремля. По словам аналитиков, изучающих общественное мнение, россиян больше волнуют местные проблемы. Тем не менее, Владимир Путин испытывает огромное давление, и чтобы сохранить свою легитимность, он должен изменить экономическую ситуацию и повысить покупательную способность россиян.
В своем недавнем обращении к Федеральному собранию он пообещал, что Россия может позволить себе и «пушки, и масло», и призвал правительство принять меры, направленные на снижение ипотечных ставок и предоставить россиянам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, «ипотечные каникулы», отсрочив погашение сумм основного долга и уплаты процентов по ипотечным займам.
Такие меры были бы подарком для 36-летней Евгении Румянцевой, специалиста по кадрам, которая до 2014 года ощущала улучшение качества жизни. В этом году она взяла ипотечный кредит в 16 тысяч долларов на квартиру для себя и двоих детей, а также кредит на ремонт детской комнаты на сумму 200 тысяч рублей.
Но ее ежемесячная зарплата в 35 тысяч рублей (550 долларов) не повышалась с 2015 года. Она говорит, что уже продала свою машину и любимую норковую шубу, чтобы покупать продукты, оплачивать отопление и уроки английского для своей десятилетней дочери.
По ее словам, ее положение ухудшилось после того, как она сообщила руководству металлургического предприятия, на котором она работает, что раскрыла коррупционную схему, созданную одним из руководителей среднего звена для «вывода» средств из компании. В служебных документах, которые она предоставила руководству предприятия (ЕВРАЗ НТМК), факты нарушений подтвердились. Само руководство предприятия комментировать это дело отказалась. Но Румянцева все равно беспокоится, что из-за того, что она сообщила о нарушениях, она может скоро вообще остаться без работы.
Чтобы помочь ей прокормить семью, ее родители регулярно привозят картофель и морковь со своего огорода в пригороде Нижнего Тагила, города с населением около 360 тысяч человек.
«Хотя бы на картошку рассчитывать я могу», — рассмеялась она. Настя Клипова, молодая женщина, переехавшая в Нижний Тагил несколько лет назад, сказала, что ей придется искать вторую работу, чтобы свести концы с концами и накопить немного денег для дочери, когда та вырастет.
«Здесь вряд ли это можно назвать экономией, — сказала она. — Люди приспосабливаются, как только могут».
Хотя уровень жизни в России снизился, Кремль направляет из федерального бюджета больше средств в самые «заброшенные» малые и средние российские города, чтобы сделать их более пригодными и удобными для жизни. В прошлом году в Нижнем Тагиле открылся новый муниципальный спортивный комплекс и новый парк.
Но эти меры принимать слишком поздно, считает 45-летний бизнесмен Сергей Мошин, который недавно купил местную оппозиционную газету. Каждую неделю он публикует для жителей города таблицу, подробно указывая в ней рост цен. Колбаса, хлеб, молоко, яйца — все это по сравнению с прошлым годом подорожало на 5%-20%, говорит он. Как и многие жители города, Мошин помнит цены на продукты и то, насколько они выросли.
Как он справляется с ростом цен и при том, что доходы остаются прежними?
«Я меньше ем и покупаю рубашки на китайском рынке на окраине города. — Затягиваем пояса».