Ровно через три года и один день после приезда в Берлин президента Рейгана (12 июня 1987 года) и его залихватского предложения: «Господин Горбачев, снесите эту стену!» в еще разделенный, но уже начинающий легкое движение Запада на восток и Востока на запад город прибыла небольшая, но интересная новая группка жителей.
По велению Истории и милости Судьбы, это оказалась моя семья.
Из пункта А ( вернее, Р) мы выехали советскими людьми. Но в пункт Б прибыли уже какими- то другими. Метаморфоза случилась точно по знаменитой формуле из кино: «Советские люди в булочную на такси не ездят». Мы приехали на такси в эмиграцию.
Но поскольку советские люди вообще не могут оказаться в эмиграции ( это тоже своеобразная Уловка 22: советский человек не может оказаться в эмиграции, так как эмигранты являются антисоветскими элементами), то нам пришлось по пути расстаться с гордостью советского человека и считать, что мы едем домой. Ну право, что может быть банальнее, чем приехать домой на такси?
Так мир встал с головы на ноги. По крайней мере, в наших головах. Оставалась лишь одна мелочь- пора и Берлину было вернуться в берега: и город воссоединился.
Но объединился ли он? Ну нет! Берлин - это город деревень. Столица поселков городского типа.
Здесь есть всего четыре городских улицы. Ку’дамм- единственный столичный бульвар. Унтер- ден-Линден, которая вот уже 30 лет не улица, а проход сквозь большую и бесконечную стройку. Франкфуртер ( в недавнем прошлом Сталин- ) аллея- самая неаллейная аллея в мире, по которой хочется идти исключительно строевым шагом. И наконец улица 17 июня- которая вовсе не улица, а лесное шоссе.
Все остальное- это площади и улицы больших деревень - Соединенные Деревни Берлина, вот его истинное название.
(А кто этого не понимает, тот просто еще не берлинец. Это мы скажем в скобках, потому что берлинцами становятся люди, переночевавшие здесь хотя бы одну ночь и не становятся другие, прожившие здесь жизнь) Мы оказались среди первых.
Спасибо за это нашей маме. Ее выученный в советском вузе немецкий, восхищавший берлинцев своим хохдойчеством, недолго служил нам путеводной звездой, но светил именно в то время, когда никаких других источников света вообще не имелось.
Со всем тем вернемся к Рейгану, нашему приезду на такси из Риги в Восточный Берлин и Горбачеву со слегка надломленной стеной.
Подведем итоги. За такси мы расплатились советскими, вскоре исчезнувшими рублями.
Мой брат вместе с партнером и большой командой устроил в Лондоне грандиозный праздник 80-летия для Горби, где публично сказал ему спасибо от нашей семьи. А Горбачев ответил, что за всю жизнь у него не было такого красивого и радостного праздника. Стена, как известно, была снесена. О чем сейчас многие сожалеют: каждый ее бетонный кусок теперь на вес золота, в Китае на потоке подделывают блоки берлинской стены и продают разным аттракционам, отелям, ресторанам, студиям…
Стена была снесена, как и требовал президент Рейган, но в Берлине она присутствует всюду, даже там, где ее не строили Ульбрихт с Хрущевым ( вы же помните- Соединенные Деревни Берлина). Так что никто не жалуется на нехватку стены. И если кого-то нам действительно не хватает, так это Рейгана.
А в остальном все получилось…