"Саботаж перешел в режим открытой буффонады" - Сергей Фурса

"Саботаж перешел в режим открытой буффонады" - Сергей Фурса

Рынки отработали последнюю короткую неделю перед Рождеством. Отработали те, кто остались, потому как не очень людно было в торговых залах инвестиционных компаний. И не только потому, что Омикрон снова отправил многих работать дома. А просто потому, что Рождество. И за последнюю неделю рынки, благодаря повышенной волатильности на фоне низкой ликвидности, успели многое. И сильно упасть, в очередной раз испугавшись очень заразного омикрона, и сильно вырасти, снова решив, что он хоть и заразен, но переносится гораздо легче конкретным организмом. В итоге, последнюю пятницу перед Рождеством индекс S&P500 встречает на отметке в 4725 пунктов. Вновь пребывая недалеко от исторических максимумов. Несмотря на инфляцию. Несмотря на Китай, которым продолжают пугать новичков на фондовом рынке и простых обывателей, которые не знают, что это уже своеобразная традиция – пугать кризисом в Китае. И традиции этой уже больше 20-и лет.

Где было весело, так это в Турции. Если вы помните прошлые серии этого захватывающего турецкого сериала, то в них главных герой продолжал стоять на своем, а лира продолжала лететь в пропасть. Или, как когда-то говорили в Украине, искать свой эквилибриум. На этом фоне в Турцию даже зачастили на шоппинг болгары, мстя за столетия османского ига. И вот на этой неделе лира вдруг развернулась. Но нет, Эрдоган не признал свою ошибку, не заявил, что независимость Центробанка — важнейший приоритет, а решил сделать креативный ход. Выдав защиту от девальвации всем депозитам в турецкой лире. Переведя валютные риски в бюджетные риски. Ну и это предложение поддержал заградительным огнем турецкий Центральный Банк, спустивший в топку миллиарды долларов резервов, которых у него по идее еще и нет. Так или иначе, пока это сработало. И лира, целившаяся куда-то в район 20 лир за доллар, теперь торгуется ближе к 11 лирам за доллар. Сумасшедшая волатильность.

И невиданная даже для развивающихся рынков. Походы гривны до 34 и назад к 28 на фоне военных действий выглядят тут детским лепетом. Но, главное, что ключевая проблема, монетарная политика имени Эрдогана, остается актуальной, и ошибка не исправлена. А пока только завалена баблом из бюджета. Которое, правда, погасило моментум, а психология очень важна. Но, это история, о которой мы еще точно вспомним. А Турция остается нашим потенциальным черным лебедем: она слишком мала, чтобы завалить весь мир, но достаточно велика, чтобы создать проблемы для других развивающихся рынков. Достаточно вспомнить 1998 год, когда азиатский кризис почти не ощутили на фондовых рынках США, но зато для России это закончилось дефолтом, подарив украинским адептам теорий заговора их любимый термин «пирамида ОВГЗ». А в украинском сегменте погоду продолжает определять Путин и его сезонные обострения. Сейчас ожидания войны перешли в режим «після свят». Путину подарили новогодние праздники в режиме ожидания, что с ним поделят мир, а значит, он не будет устраивать войну по крайней мере до того момента, как его не разочаруют при личной встрече.

В итоге, украинский сегмент еврооблигаций смог отыграть часть потерь в конце недели, но в целом продолжил снижение. Путин и его фантазии, как о реальности, так и о истории, продолжают пугать инвесторов (и впечатлять историков) и давят на украинский сегмент. Снизились и украинские варранты, которые также не смогли справится с фактором Путина, пусть последние и существенно лучше себя чувствовали в последний месяц по сравнению с государственными бумагами. Доступ Минфина к внешним заимствованиям остается закрытым, оставляя узкую лазейку на внутреннем рынке облигаций, где сейчас можно рассчитывать в основном только на отечественные банки. Пока Минфин не смог повторить успех размещений прошлого года (хотя надо сказать, что и таких потребностей в финансировании у него вроде бы нет), пусть последний аукцион и оказался более чем успешен, позволив привлечь около 20 млрд грн.

На этой неделе газ долетел до 2 тыс долларов, поставив абсолютный рекорд и напугав всех, кто еще не был напуган ценой в тысячу долларов, которая уже была безумно высокой, как для Европы. Правда, именно такая высокая цена и помогала сбить саму себя. Развернув танкеры с американским газом, которые почти дошли до потребителей в Азии, но передумали, услышав о таких ценах в Европе. Что позволило резко сбить температуру на рынке, даже несмотря на то, что с Северным потоком-2 какие-то очевидные бюрократические проблемы, и Россия продолжает пакостить. В итоге конец недели мы встречаем с цифрой около 1500 долларов за тысячу кубометров. Что тоже очень и очень много. Что особенно важно на фоне того, что в Украине уже 26% населения сталкивалось с веерным отключением, и если в рамках борьбы с ними будет использован газ, сам газ таки надо будет купить, а деньги на эту покупку надо будет у кого-то одолжить. И если год назад речь шла всего лишь о сотнях миллионов долларов, то теперь речь идет сразу о миллиардах долларов. На этом фоне актуальным остается для Украины сотрудничество с МВФ. Как стало известно, подарок из МВФ мы уже благополучно потратили, хоть некоторые и обещали сохранить его в качестве подушки безопасности. Но, подушка потребовалась слишком быстро, тем более, дороги сами себя не построят. В рамках сотрудничества с МВФ ключевой проблемой остается выполнение взятых на себя обязательств и тут обращает на себя внимание продолжение саботажа по выбору прокурора САП, который (саботаж) перешел уже в режим открытой буффонады. И это то обещание, которое точно не забудут, потому что его давали и МВФ и лично Байдену. Но об этом мы подумаем уже «після свят».