Самые точные часы в мире запущены в Китае

Это так называемые «холодные атомные часы», запущены они в космосе. В докладе, опубликованном 24 июля в журнале Nature Communications, команда ученых из Шанхайского института оптики и точной механики при Китайской академии наук официально объявила об успешной работе холодных атомных часов, проведших 15 месяцев на орбите, на станции «Тьянгонг-2».

Холодные атомные часы, в которых атомы охлаждаются лазером до почти абсолютного нуля перед измерением их осцилляций, точнее земных, так как при очень низких температурах это атомное «тиканье» более последовательно. Охладить атомы до таких температур очень сложно даже на Земле, не говоря уже об ограничениях, связанных с космическим аппаратом.

Такие часы измеряют вибрации атомов во время свободного падения последних, пока они ни с чем не взаимодействуют. На Земле атомы приходится постоянно «подбрасывать», чтобы они оказались в свободном падении и попали в поле зрения датчика. Учёным удалось охладить атомы до ультранизких температур во время свободного падения. Однако им требовалось отправить эксперимент в космос, чтобы атомы там постоянно находились в состоянии невесомости, т.е. свободного падения.

Подобные часы создаются и в Европейском космическом агентстве (ЕКА), однако пока они не отправились на орбиту из-за частых неполадок.