Война уходит в зиму; у России недостаточно ракет для поражения инфраструктуры Украины, ПВО Украины становится эффективнее и ракетные атаки мало меняют ситуацию. В отличие от предыдущего варианта на фронте ситуация стабилизируется – возможно после некоторых украинских успехов. Зимой интенсивность боев резко снижается, как и потери с обеих сторон, наступает весна, но ни у одной, ни у другой стороны нет сил и возможностей для наступательных операций.
Ни Украина, ни Кремль не могут позволить себе закончить конфликт соглашением – их «наилучшие предложения» слишком далеко отстоят друг от друга. Но интенсивность боевых действий существенно снизилась, запас средств поражения большой дальности у России в большой степени исчерпан и для обоих сторон есть смысл сделать паузу.
В результате начинаются переговоры и первым согласованным решением является прекращение огня. Далее переговоры идут в непрерывном или сессионном формате, формируется фактически постоянно действующая переговорная группа, стороны высказывают неприемлемые требования друг к другу, движения никакого не происходит, но прекращение огня практически соблюдается.
Россия использует этот период для перевооружения, в том числе закупок вооружения у Ирана и других стран, и обучения «новой армии», состоящей из мобилизованных и призывников; возможно срок срочной службы увеличат до 2ух лет и расширят контингент призыва, будут призывать студентов и ограниченно годных; возможно существенно расширят прием по контракту. Украина использует этот период для увеличения кадровой армии, обучения бойцов работе с НАТОвским вооружением, получения этого вооружения в достаточных для ведения войны объемах и развития систем управления и связи.
С течением времени будет становиться понятно, что Россия не может получить решающего преимущества, а Украине получить его не дают – НАТО передает оружия ровно столько сколько надо чтобы остановить агрессора, но недостаточно для атаки. Взаимная подготовка будет затягиваться, а территории, занятые Россией, будут жить в режиме ДНР/ЛНР до 2022 года – их статус будет определен только для России, Северной Кореи и Зимбабве, вся экономика в них будет строиться на прямых и прямо разворовываемых субсидиях России, натуральном хозяйстве и вывозе в Россию всего, что можно увезти.
Поскольку ситуация «зависнет», Кремлю не надо будет ничего «объявлять» внутри страны, сколько бы лет ни продлилось «прекращение огня» оно будет официально подаваться как тактическая пауза, целью останется «отвоевать наши земли», и претензии ура-патриотов по поводу «бездействия властей» будут нивелироваться нежеланием общества опять получать тысячами похоронки. Санкции плюс-минус «встанут» на месте, 300 млрд будут лежать замороженными. Ситуация будет стабильной либо до получения одной из сторон реального преимущества (по аналогии с карабахским конфликтом), либо до ошибки, допущенной одной из сторон; возможно со временем ситуация перерастет в сценарий «Change of control» или в какой-то другой.
Вероятность средняя
Достигаемый уровень стабильности Низкий - временно
Уровень приемлемости для мира Средний - низкий
Благоприятность для Кремля Средняя - низкая
Благоприятность для России низкая
Благоприятность для Украины низкая
Комментарии: средний - низкий уровень благоприятности сценария для мира связан с тем, что этот сценарий ничего, по сути, не решает и является паузой перед реализацией какого-то другого сценария.
Низкий уровень благоприятности для России обусловлен сохранением статус-кво власти с очевидной милитаризацией страны и экономики и неразрешимостью внешних санкций.
Низкий уровень благоприятности для Украины обусловлен отсутствием разрешения ситуации, замораживающим любое развитие, вступление в любые блоки, и ведущим к политической неопределенности.
Оценка вероятности: сценарий реализуется ряде условий: (1) У России не достаточно средств для уничтожения инфраструктуры Украины (вероятно); (2) Запад поставит эффективное ПВО (не определенно, вероятно); (3) Российская армия не сможет перейти в контрнаступление на широком фронте но сможет остановить наступление ВСУ (очень вероятно); (4) США продолжат поставлять оружие Украине в объемах, достаточных для сдерживания (вероятно); (6) Россия не применит ядерное оружие (в этом сценарии очень вероятно); Количество условий и их вероятность указывает на среднюю вероятность сценария.
Будущее России в этом сценарии бессмысленно определять, так как оно зависит от того, в какой сценарий переродится эта переходная фаза. Такое перерождение может наступить через кварталы или через годы, возможно через 5-10 лет, но оно обязательно наступит и все акторы будут ждать его и на него работать. Ненависть к Украине станет официальной идеологией России (наподобие ненависти к Армении в Азербайджане) и основой всех систем принятия решений; то же верно и для Украины по отношению к России. Кремль, естественно, постарается зачистить политический ландшафт от оппозиции (теперь – от радикальных «патриотов» и сил, приобретших самостоятельное влияние в 2022 году), и перестроить систему управления ВПК, армией и экономикой вообще, чтобы получить преимущество в следующем раунде конфликта. Однако тут он столкнется как с ригидностью системы, так и с объективным ухудшением ситуации из-за растущей изоляции страны, снижения цен на углеводороды, проблем рынка труда (в частности утечки мозгов и рук, которая будет медленно, но идти, и в силу начинающейся демографической ямы). В целом время будет работать против Кремля и ему придется искать новый способ взаимодействия с центрами принятия решений с США и ЕС: все методы государственного шантажа и персонального соблазнения уже использованы и отыграны, возможно Кремлю придется учиться обратному – соблазнению на государственном и шантажу на персональном уровне. Задачей будет предложить США и ЕС настолько большие выгоды чтобы они согласились на разрешение конфликта в Украине, которое можно представить как победу Кремля. От того, будет ли решена эта крайне сложная в нынешних условиях задача, зависит как переродится сценарий «Сектор Газы».