Швеция и ее соседка Финляндия подали заявления о вступлении в НАТО. Снова и снова в новостях о заявлении Швеции это решение называют изменением стратегической позиции страны. Как утверждается, став членом альянса, она отбросит свой внеблоковый статус и почти двухвековой нейтралитет в отношении региональных и глобальных конфликтов.
Критики принятия страны в альянс будут утверждать, что это попытка добавить еще одного члена, не готового к выполнению основных обязанностей НАТО в области обороны. Однако на самом деле Швеция может оказаться самым подготовленным новым членом НАТО со времен окончания холодной войны.
После вторжения России в Украину в 2014 году шведские правительства, опираясь на широкий межпартийный консенсус, наращивали военный потенциал и возрождали готовность страны в области гражданской обороны. Хотя, по общему признанию, оборонный бюджет изначально был небольшим, с 2015 года он ежегодно увеличивался и к 2025 году вырастет на 95%. Кроме того, правительство обязалось достичь цели для стран-членов НАТО: тратить на оборону не менее 2% ВВП. Насколько быстро это произойдет, будет зависеть от того, как быстро страна сможет увеличить свою армию и приобрести новую технику.
В то же время Швеция увеличивает численность своей армии и национальной гвардии с 55,000 до 90,000 человек. Новые возможности включают планы по созданию новых подводных лодок, истребителей, кибернетических возможностей, механизированной бригады, системы ПВО Patriot, быстроходных патрульных катеров, модернизированных танков, возможностей наступательного минирования, новой структуры управления на уровне дивизии и усиления обороны стратегически важного острова Готланд в Балтийском море. В довершение всего, воинская повинность, которую отменили после столетнего перерыва в 2010 году, вновь ввели в измененной форме в 2018 году.
Шведы реалистично оценивают размеры страны, которую они должны защищать, и пределы того, что она может сделать, чтобы отразить крупное нападение с применением обычных средств ведения войны. Хотя Россия, возможно, не является столь грозной военной державой, как Запад полагал еще несколько месяцев назад, она все еще представляет значительную угрозу для Швеции. Страна не может себе позволить считать, что отразить вторжение будет проще простого.
В результате Швеция возрождает структуру гражданской обороны времен холодной войны, которая поможет продержаться в течение нескольких месяцев конфликта, пока не придет помощь от соседей и союзников. Эта новая «тотальная оборона» включает в себя расширенную подготовку и оснащение сил национальной гвардии, создание запасов необходимых предметов снабжения как для военных, так и для гражданского населения, создание убежищ и бункеров, обновленные планы обеспечения непрерывности работы правительства, а также устойчивые коммуникации как для правительства, так и для населения. В вопросах гражданской обороны Швеция использует опыт прошлого, шагая в будущее.
Но для многих относительно новым и малопонятным явлением можно назвать связи Швеции с Америкой и ее европейскими союзниками в области безопасности, которые за последние годы выросли в геометрической прогрессии. Начнем с того, что Швеция прекратила политику нейтралитета, вступив в Европейский Союз (ЕС) в 1995 году, а затем ратифицировала Лиссабонский договор в 2008 году, который, согласно статье 42.7, обязывает государство-член оказывать помощь другим членам в борьбе с вооруженной агрессии. И, как элемент общей политики безопасности и обороны ЕС, Швеция с 2008 года возглавляет Северную боевую группу.
Еще до вступления в ЕС Швеция присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира» в 1994 году и является одной из немногих стран, участвующих в программе альянса «Расширенные возможности», направленной на повышение оперативной совместимости вооруженных сил.
Помимо того, что в последние годы Стокгольм подписал соглашения о сотрудничестве в области обороны с США, Польшей, Финляндией и Данией, он предложил шведский военный персонал для Сил реагирования НАТО в Афганистане. Он также подписал соглашение с альянсом о материально-технической поддержке учений НАТО на территории Швеции, что в случае реального конфликта облегчит получение поддержки от союзных вооруженных сил. Швеция также участвует в управляемом НАТО консорциуме стратегических воздушных перевозок, Центре киберзащиты НАТО и регулярно принимает участие в спонсируемых НАТО учениях с участием воздушных, наземных, морских и кибернетических сил.
Можно ли называть Швецию крупной военной державой? Нет. Но она все больше становится серьезным военным, движется в правильном направлении со своими реформами и сможет работать с Соединенными Штатами и их союзниками сразу, как станет членом НАТО. Учитывая тесные рабочие связи с Финляндией, добавление этих двух стран в реестр НАТО - чистая стратегическая победа. Присоединение немедленно укрепит потенциал как Крайнего Севера Альянса, так и Балтийского региона, добавив необходимый уровень сдерживания в регионе, где его не хватает в настоящий момент.