"Шведский эксперимент" - Александр Соколовский

"Шведский эксперимент" - Александр Соколовский

В прошлом году с началом пандемии из всех стран Европы ограничительные меры в Швеции оказались самыми мягкими. Они единственные отказались от введения локдауна и ограничились лишь рекомендациями населению соблюдать социальную дистанцию, а компаниям перевести часть сотрудников на дистанционку. Работали школы, рестораны, рынки, магазины и ТЦ, театры и кинотеатры, а ставка была сделана на коллективный иммунитет и самодисциплину.

Сработала ли принятая стратегия?

Процитирую ВВС.NEWS, который пишет, «…что масштабную базу данных собрали для исследователей COVID-19 Ариэль Карлински с кафедры статистики Еврейского университета в Иерусалиме и Дмитрий Кобак из Университета Тюбингена в Германии. Они ведут учет избыточной смертности по всему миру, с самого начала пандемии.

В настоящий момент у них можно посмотреть статистику погибших из 104 стран с марта 2020-го.

Согласно этим данным, избыточная смертность в Швеции немного опережает показатели Финляндии и Германии - но при этом остается ниже, чем почти во всех остальных странах Евросоюза (за исключением Ирландии и Люксембурга). Так что вряд ли можно утверждать, что стратегия шведских властей (ставка на коллективный иммунитет) провалилась. Хотя из всех скандинавских стран Швеция действительно пострадала больше всех - соглашается Ариэль Карлински…»

По словам экспертов, огромное влияние - возможно, куда большее, чем предписания властей - на показатели смертности в той или иной стране оказывают другие факторы. Такие как качество медицинских услуг и пропускная способность национальной системы здравоохранения, а также климат, плотность населения, действующие там культурные нормы и т.п.

Редакция журнала Economist, ведущая собственный анализ хода пандемии, пришла к довольно неожиданному выводу: разница в числе жертв на душу населения проще всего объясняется не строгостью введенных мер и даже не географией, а экономикой.

Так удалось ли экономике Швеции пройти особым ковидным путем к материальному благополучию, избежать убытков и разбогатеть, пока соседи душили свою экономику локдаунами и тратились на поддержку бизнеса и граждан?

Как показывает статистика, спад деловой активности в Швеции был не таким глубоким, как в других европейских странах, а восстановление в 2021 прошло бодро.

Хотя, конечно, вовсе избежать падения или хотя бы выступить лучше соседей не удалось. Пусть Швецию и миновал обвал ВВП на 8-10%, как в Испании, Италии и Франции в прошлом году, однако ее экономика все равно уменьшилась на 2,8%, примерно как финская или эстонская. И это далеко не лучший результат в Европе, с учетом того, что ВВП соседней Норвегии сократился за 2020 год всего на 0,8%.

Но это ещё объясняется тем, что шведская экономика плотно вплетена в европейскую и мировую. Пока Китай, США и Европа сидят по домам и закрывают границы, у Швеции нет возможности производить и экспортировать товары и услуги даже в прежнем объеме. Поэтому о росте речь и не идёт

При этом экономическая активность определяется не только текущими спросом и предложением внутри страны и за рубежом, но и настроениями потребителей и производителей. А они зависят от их взглядов на будущее. А похоже, что шведы уверены в будущем - опросы Национального института экономических исследований NIER демонстрируют рекордный оптимизм производителей и прекрасные настроения в сфере услуг и среди потребителей…

Все это наглядный и показательный пример нашим властителям, что одними лишь привычными запретами в случае прогнозируемой с осени новой волны эпидемии, мы только больше убьём не только свою экономику, но и людей, которые от неё жизненно зависят!