"Сила момента" - Екатерина Макаревич

"Сила момента" - Екатерина Макаревич

Еду вчера в метро. Сижу, читаю. В вагон заходит большой такой парень, которого под руку держит женщина. Парень крутит головой и все пытается вырваться. Ну мало ли, думаю я, и дальше читаю книжку про силу момента сейчас и о том, как вырваться из-под гнета интеллектуальных построений, которые формируют наши иллюзорные представления о реальности.

В этот момент рядом освобождаются два места. Парочка движется в мою сторону. Я поднимаю глаза и встречаюсь взглядом с парнем. Он смотрит на меня с такой детской непосредственностью и прямо в глаза, что я невольно улыбаюсь. Он расцветает.

И только тогда я понимаю, что этот парень, как это правильно сказать, с ДЦП, или с ментальными нарушениями. Я к таким людям отношусь положительно, поскольку однажды для себя поняла, что они просто чувствуют иначе, чем мы. Гораздо сильнее.

В общем, он садится рядом со мной. И тянет палец к моему телефону. Женщина его одергивает. Он успокаивается.

Едем дальше. Я с интересом читаю, потому что как раз в книжке описываются рекомендации, как научиться взгляду «быть здесь и сейчас». Парень периодически ко мне поворачивается, смотрит ко мне в телефон. Но я стараюсь на всякий случай не реагировать.

Рядом со мной, с другой стороны, освобождается место. У меня мелькает мысль, - может, передвинуться. Но, - думаю я, - мало ли как это будет воспринято этим парнем, да и какой пример я подам другим людям, показав, что от таких людей надо пересаживаться. Я остаюсь на месте. Рядом место пустует.

И тут парень ко мне поворачивается. Молча смотрит на меня. А в этот момент в книге как раз описывается сам взгляд «сейчас», и я, как обычно, когда читаю книгу, мысленно примеряю написанное на себя, то есть как будто включаю этот взгляд в себе.

Поднимаю глаза и во мне возникает знакомое ощущение, словно ты смотришь на все другим взглядом, свежим, и мир вокруг внезапно расцветает, предстает удивительным, и люди тоже вдруг вокруг оживают, вернее, под всеми масками, проблемами и думами, вдруг видишь настоящие лики людей, их чистоту, такую трепетную и нежную, что хочется улыбаться.

Уж не знаю, как этот парень почувствовал во мне изменения, но он повернулся ко мне и очень нежно, будто боясь уронить звуком хрупкую вазу, произнес «мя-мя».

Я не знаю, что означали эти звуки, да это было и неважно. Важно было не «что», а «как» они были произнесены. В них было столько детской любви...а я же ведь была как раз «в моменте».

И я улыбнулась ему снова.
Видели бы вы его лицо. Представьте лицо ребенка, который еще не научился говорить, но что-то хочет и не может объяснить. И его лицо, когда взрослый дает ему это. Вот примерно такое же лицо было в этот момент у парня - чистая, не замутненная радость. Ему просто нужна была улыбка...

Поезд остановился. Женщина потащила его к выходу налево, а я пошла в правую дверь. Я слышала, как он еще пару раз сказал: «мя-мя»...

А я уже стояла у дверей. Рядом стояли люди, обычные взрослые, и смотрели на меня серьезным, изучающим взглядом, видимо, пытаясь понять происходящие с нами метаморфозы.

Иногда достаточно искренней улыбки, - подумала я. И попробовала взглянуть на этих сурьезных людей с тем же открытым взглядом, что посмотрел вначале на меня тот парень. Но они не выдержали взгляд и отвернулись...

Но не все сразу. Нужно много искренних улыбок, чтобы даже человек, не привыкший улыбаться незнакомцам, однажды улыбнулся в ответ.
Просто так.

Может, в этом и есть сила момента сейчас.

Екатерина Макаревич