Стало известно, в чем обвиняют Романа Протасевича и Софью Сапегу

Стало известно, в чем обвиняют Романа Протасевича и Софью Сапегу

Сооснователь телеграм-канала Nexta Роман Протасевич, ныне заключенный СИЗО КГБ Беларуси, принял участие в понедельник, 14 июня, в брифинге МИД вместе с руководителями Следственного комитета, Минтранса и ВВС.

Роман Протасевич больше не террорист, во всяком случае, на сегодня — в нынешней Беларуси статьи обвинения могут меняться довольно часто. Напомним, ранее Протасевич был внесен в белорусский «террористический список», а 26 мая Александр Лукашенко, объясняя экстренную посадку в Минске самолета Ryanair, сказал: «В самолете находился террорист, и об этом знали далеко за пределами Республики Беларусь».

Сейчас Романа Протасевича показывают широкой публике чуть ли не больше, чем его адвокату. 3 июня в программе «Марков. Ничего личного» на гостелеканале ОНТ вышло полуторачасовое интервью с задержанным, 14 июня он стал, по сути, главной персоной на брифинге белорусских чиновников.

По словам главы Следственного комитета Дмитрия Горы, Роману Протасевичу предъявлены обвинения по статье 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), 293 (массовые беспорядки) и 130 (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни). Его подруга София Сапега, российская гражданка, выросшая в Беларуси, подозревается в совершении преступления по статье 342 и привлечена в качестве обвиняемой по статье 130. Она тоже находится в СИЗО КГБ Беларуси.

Недавно Александр Лукашенко заявлял, что Протасевичем интересуется прокуратура так называемой Луганской республики, но, как сообщил Дмитрий Гора, «никаких запросов ниоткуда из-за границы не поступало».

Сам Протасевич на брифинге попросил коллег не распространять «слухи и домыслы, которые не имеют под собой никакого основания». Он опроверг слухи о том, что в СИЗО его избивал лично Александр Лукашенко — такую информацию утром 14 июня опубликовал телеграм-канал BYPOL. Протасевич также отрицает избиения и пытки в СИЗО: так, по его словам, следы травм запястий, которые были хорошо видны во время интервью на ОНТ, это следы от стяжек, которые использовались при его задержании в аэропорту, дескать, его появление в Минске было столь неожиданным для силовиков, что те даже не захватили с собой наручники.

По словам журналиста, он себя прекрасно чувствует, у него нет жалоб, он по собственному желанию сотрудничает со следствием. Протасевич назвал свою подругу Софью Сапегу и родителей, которые находятся в Польше и призывают мировое сообщество помочь в освобождении задержанных, заложниками ситуации. По его мнению, его родителей сейчас вообще «просто используют», «за их спинами стоят конкретные политические деятели».

«Никакого торга со следствием и чего-то подобного у меня не было. Любое мое участие является добровольным, как и интервью. Никто не принуждал к сотрудничеству со следствием. Эти мои действия — сотрудничество со следствием — связаны с тем, что я понимаю, какой урон я нанес не только государству, но и стране. И хочу сделать все, что в моих силах, чтобы исправить ситуацию. Я никого не предаю, никого не сдаю. Я помогаю следствию и своей стране и намерен помогать дальше», — заявил Протасевич.

Что касается заявлений чиновников, касающихся истории с самолетом, то все они свелись к отрицанию принуждения к посадке в Минске ирландского самолета, к жалобам на отсутствие коммуникации с пилотами самолета после их отлета в Ирландию, на нежелание сотрудничать с белорусскими органами швейцарского почтового сервера, откуда пришло сообщение о минировании самолета и тому подобное.

Директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский обвинил Запад в том, что, не дожидаясь предварительных итогов расследования ICAO, «вся Европа, которая ратует за верховенство права, впала в беззаконие, полное попрание норм международного воздушного права, создав в мировой авиации нестабильность и непредсказуемость — главных врагов безопасности». «Мы сейчас наблюдаем, что результаты расследования, похоже, кроме Беларуси никому не нужны», — заявил белорусский чиновник. А глава Следственного комитета Дмитрий Гора заверил, что в Беларуси «больше всех заинтересованы в том, чтобы установить истину по делу», «найти человека, найти лиц, которые отправили это сообщение (о минировании самолета) , которые были заинтересованы в том, чтобы произошло то, что произошло на сегодняшний день на самом деле».

После истории с экстренной посадкой в Минске самолета Ryanair рейсом Афины — Вильнюс для белорусских самолетов небо стран ЕС и ряда других государств закрыто, над Беларусью не летает большинство европейских авиакомпании. ЕС и США обещают ужесточение санкций за инцидент с пассажирским самолетом 23 мая в Минске.