Выдающийся деятель украинской культуры, педагог, хоровой дирижер, композитор. Его имя всегда будет сиять в созвездии имен славных людей, внесших огромный вклад в культуру украинского народа, отдавших все силы и талант творчеству.
Григорий Веревка достиг художественных вершин благодаря самоотверженному патриотизму и любви к родной земле и языку, умению возбуждать сердца искренним простым языком, в который он вкладывал глубокий жизненный смысл. Как настоящий художник, он черпал прекрасное из глубоких истоков самобытности своего народа.
Прежде всего Григорий Веревка прославился как основатель, художественный руководитель и главный дирижер известного во всем мире Государственного академического заслуженного украинского народного хора, который носит его имя. Талантливый художник поднимал к творческим высотам этот коллектив вместе со своей подругой, выдающимся специалистом хорового дела, профессором, Заслуженным деятелем искусств Украины Элеонорой Павловной Скрипчинской-Веревкой. Женились они в 1919 г. Элеонора Павловна работала в хоре со времени его основания, оказывала большую помощь в подборе и освоении репертуара, а после смерти мужа руководила хором до 1966 г.
В 1966 г. эстафету руководства Государственным академическим заслуженным украинским народным хором им. Григория Веревки принял Анатолий Тимофеевич Авдиевский — профессор, академик, Герой Украины.
Много выдающихся деятелей науки и культуры родилось и выросло на черниговских землях: Александр Довженко, Павел Тычина, скульптор Иван Мартос, знаменитый род Тарновских. Их коллекция древностей Украины стала основой Черниговского земского музея, а родовое имение Качановка было известным средоточением элиты, там бывали Т. Шевченко, М. Глинка, И. Ренин и другие известные деятели культуры.
На Черниговщине, в селе Березна (ныне пгт Менского р-на) родился и Григорий Гурьевич Веревка. Его отец был регентом церковного хора, хорошо играл на скрипке, а мать знала много украинских песен и прекрасно их исполняла. Семья состояла из 12 человек, Григорий был шестым ребенком. Старшие братья — один врач, а второй учитель — продолжительное время руководили самодеятельными хоровыми коллективами на Черниговщине. От сестер Ульяны и Ярины Григорий узнал и записал немало народных мелодий, которые впоследствии использовал в своем творчестве.
Вначале Григорий учился в местной трехлетней земской школе, затем в духовном училище и Черниговской семинарии, где овладел игрой на разных музыкальных инструментах, пел в семинарском хоре, а затем и в архиерейском, где в то время Пел и Павел Тычина — со временем известный украинский поэт, написавший воспоминания под названием «Светлый и прекрасный талант» о Григории Веревке, его юношеских годах. В частности он писал: «В Троицкий архиерейский хор города Чернигова малолетнего Григория Веревку приняли в 1905 г. (а я в этом хоре пел уже с самого 1902 г.). Вместе ходили мы и на уроки в так называемую бурсу (духовное училище), находившуюся в Чернигове за четыре километра до «Троицы». Григорий рассказывал мне о своем отце, который играл на скрипке и руководил хором во время церковных служб.
— Да я тоже, — говорил он, — непременно выучусь на скрипке играть.
В это же время проявилась заинтересованность Григория кобзарями и лирниками, которые в праздничные дни собирались возле Троицкого собора, а потом, после церковной службы, почти все шли на Болдину гору. Там, неподалеку от памятника Афанасию Маркевичу (мужу писательницы Марка Вовчка), стояли уже группы парней и девчат с улицы Лисковицы. Приходили архиерейские конюхи — один со скрипкой, а другой с бубном, — и начинались танцы. Очень полюбил эти танцы под музыку маленький Гриць...
Мы с Григорием были кларнетистами семинарского оркестра и иногда играли на концертах симфонического оркестра смешанного состава.
Григорий Веревка часто посещал рисовальный класс семинарии, где с художником Михаилом Жуком, другом семьи Коцюбинских, беседовали на интересные для нас темы. А весной 1913 г. Григорий среди многих тысяч черниговцев сопроводил гроб с телом М. Коцюбинского на Болдину гору возле Троицкого монастыря.
Со второй половины 1913 г. мы с Григорием на некоторое время разлучились, так как меня после окончания духовной семинарии приняли сту-дентом Киевского коммерческого института. Но я часто приезжал в Чернигов и непременно встречался с Григорием.
В 1918 г. Григорий и сам приезжает в Киев, чтобы учиться в Музыкально-драматическом институте им. В. И. Лысенко по классу композиции у профессора Болеслава Леопольдовича Яворского. Роль его была весьма велика в подготовке многих молодых композиторов, а также и в организации Киевской консерватории».
Следует напомнить, что учениками Б. Яворского были также Николай Леонтович, Петр Козицкий, Михаил Вериковский и др. Одновременно с обучением (1918-1921 гг.) Григорий Веревка активно участвует в музыкальной жизни Киева, создает самодеятельные хоровые коллективы — на табачной фабрике, в клубах «Новое строительство» и торговых служащих.
В 1925 г. Григорий возглавил музыкальную школу им. М. Леонтовича, которую сам создал. Он преподает хоровое дирижирование в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, Первом киевском музыкальном техникуме, работает в республиканской филармонии, дирижирует хором завода «Большевик», преподает в консерватории, которую экстерном закончил 1933 г., и разных учебных заведениях Киева (1934-1941 гг.). В начале войны был научным сотрудником эвакуированного в Уфу Института фольклора и этнографии Академии наук Украины.
Работа с многочисленными хоровыми коллективами умножила его знания и профессиональный опыт. Не удивительно, что, возвратившись в только что освобожденный Харьков, в сентябре 1943 г. он за короткое время организовал Украинский народный хор и возглавил его, а в августе 1944 г. первый концерт состоялся в освобожденном Киеве. Все дальнейшее творчество Григория Гурьевича Веревки было неразрывно связано с этим всемирно известным коллективом. Его активными помощниками в создании и становлении хора были руководитель оркестра народных инструментов Я. Орлов, хормейстер В. Суржа и руководитель танцевальной группы О. Шиленок. И всегда рядом была Е. Скрипчинская — очаровательная жена Григория, хормейстер, дирижер, Заслуженный деятель искусств Украины.
Украинский народный хор вскоре не только смог овладеть неповторимым колоритом украинских народных песен, а и освоил ряд классических произведений Н. Лысенко, П. Нищинского, М. Леонтовича, К. Стеценко и песни современных композиторов — Л. Ревуцкого, П. Козицкого, Б. Лятошинского, П. Майбороды, М. Колссы, В. Кирейко, И. Шамо и др., на слова П. Тычины, В. Сосюры, А. Малышко, П. Воронько и др.
В 1952 г. Украинский народный хор впервые отправляется на заграничные гастроли — вначале в Румынию, Польшу, а затем и в другие страны мира. Каждое выступление имело огромный успех благодаря удачно подобранному песенному и хореографическому репертуару, блестящему исполнению музыкальных произведений. После одного из концертов на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 г. уже в позднее время хор вынужден был выступить еще раз на огромной площади перед 10-тысячной толпой людей, не сумевших попасть в зал. Бельгийская газета «Драпо Руж» отмечала: «Восхищение публики норой приобретало тиранический характер: сколько песен, сколько хореографических номеров приходилось повторять на «бис»!»
Гастролируя в разных странах, коллектив непременно исполнял песни тех народов, перед которыми выступал, на их родных языках. В начале 60-х годов в репертуаре хора было свыше 50 песен авторов 22 стран мира. Поэтому не случайно 1959 г. Всемирный Совет Мира наградил Государственный украинский народный хор Серебряной медалью за большой вклад в дело укрепления мира и дружбы между народами, а его художественного руководителя Г. Веревку — грамотой Всемирного Совета Мира.
В среде коллектива были воспитаны артисты, успешно выступавшие в сольных концертах. Это бандуристы В. Перепелюк и С. Баштан, сопилкарь Е. Бобровников, певицы О. Фоменко, П. Симаченко, В. Черкун, танцовщики братья П. и О. Колоски, А. Лукин и др.
Всех очаровывала неповторимым голосом солистка хора Нина Матвиенко. Сегодня Нина Матвиенко, Валентина Ковальская и Мария Миколайчук известны как трио «Золотые ключи». Впервые втроем они запели в доме Ивана и Марички Миколайчук на Рождество 1968 г. Их волшебные голоса звучат в концертных залах Украины, Канады, Америки, Польши, других стран.
С самого начала работы с Украинским народным хором Г. Веревка опирался на народную песню и музыкально-хореографическое искусство, следствием чего стали прекрасные вокально-хореографические постановки, способные украсить репертуар известнейших хоровых коллективов мира. Это «Гопак» (постановка В. Вронского), «Казацкие песни и танцы» (постановка Л. Калинина), купальский хоровод «Маринонька» и т. п.
Творчество Г. Веревки была многогранно, как и его талант. Опытный педагог, мудрый и внимательный учитель с чувством общественного долга и заботой о развитии культуры в Украине, он" принимал активное участие в создании десятков народных, а также профессиональных коллективов. Среди них следует отметить Прикарпатский и Буковинский ансамбли песни и танца, Закарпатский и Черкасский народные хоры, Полесский народный хор «Ленок» и др.
Свыше 40 лет жизни Григорий Веревка посвятил педагогической деятельности, заботливо лелея музыкально одаренную молодежь, воспитал десятки талантливых дирижеров-хормейстеров. На кафедре хорового дирижирования Киевской консерватории он развивал традиции своего учителя Б. Яворского, который настаивал на том, чтобы каждый педагог-преподаватель имел свой хоровой коллектив как постоянно действующую творческую лабораторию.
Закончив в 1933 г. Киевскую консерваторию, Г. Веревка преподавал в разных учебных заведениях Киева (1934-1941 гг.), в 1943-1964 гг. — в Киевской консерватории, с 1947 г. — являлся её профессором. Его учениками были Л. Венедиктов, А. Бобыль (1915-1994 гг.). Андрей Матвеевич Бобыль — украинский кобзарь, солист-бандурист и дирижер, в 1946-1965 гг. — художественный руководитель ансамбля бандуристов, с 1965 г. художественный руководитель и главный дирижер Оркестра народных инструментов Гостелерадио УССР, в 1949-1979 гг. работал преподавателем Киевской консерватории.
Этот пример свидетельствует о том, что ученики Григория Веревки выросли до руководителей известных в Украине и за её пределами профессиональных и самодеятельных коллективов.
С большой любовью Г. Веревка записывал и обрабатывал народные песни, которые исполнял хоровой коллектив под его управлением. В его творческом списке свыше 230 обработок песен.
В 1948-1952 гг. Григорий Веревка был избран главой правления Союза композиторов Украины, в 1948 г. стал лауреатом Государственной премии СССР, в 1968 г. ему была присвоена Государственная премия им. Т. Г. Шевченко (посмертно) за активную концертно-исполнительскую деятельность.
Умер Григорий Гурьевич Веревка 21 октября 1964 г., похоронен на Байковом кладбище в Киеве. На его могиле установлено надгробие работы скульптора Б. Фридмана.
В 1965 г. его именем назван Государственный академический заслуженный украинский народный хор.
Произведения Григория Веревки — романсы, инструментальные, вокально-симфонические композиции, обработки песен, близкие к народному многоголосию, искренность чувств и здоровый оптимизм обеспечили ему бессмертие и большую популярность в Украине и за её пределами.
И вновь П. Тычина, 1965 год: «Дружбу нашу на протяжении последних десятилетий всегда сопровождала широкая и громкая слава нашего хора. Очень часто со мной случалось так, что куда бы я ни поехал, то ли в Советском Союзе, то ли за границей, везде мне, бывало, говорят: «А у нас недавно были ваши друзья — сам Веревка со своим замечательным хором из Киева...»
Широк, многогранен светлый и прекрасный талант Григория Гурьевича, велико его творческое наследие. Оно еще дожидается глубокой разработки знатоками украинской народной песни. Пусть же и исследователи его музыкального наследия будут столь же многогранными, светлыми и прекрасными, как и сам славный творец его Григорий Гурьевич Веревка».