Сто великих украинцев — Иов Борецкий

Сто великих украинцев — Иов Борецкий

Украинский церковный, политический и культурно-образовательный деятель, публицист, переводчик. Первый ректор Киевской братской школы. Борец против засилья католицизма и унии.

Иван Матвеевич Борецкий родился в шляхетской семье в селе Борче (ныне Бирче Львовской обл.). Образование получил в школе Львовского братства и знаменитой Острожской академии. С начала XVII в. Борецкий преподавал греческий и латинский языки во Львовской братской школе, а в 1604 г. был избран её ректором. В 1605 г. вступил в церковное братство в г. Вильно.

Примерно в 1611 г. Борецкий с женой, дочерью Евпраксией, братом Андреем, сестрой и племянницей переехал в Киев, поселился на Подоле рядом с Воскресенской церковью и стал её священником.

Иван Борецкий принадлежал к ближайшему окружению гетмана П. Сагайдачного, при его содействии вошел в число организаторов школы при киевском Богоявленском братстве и в 1616 г. стал её первым ректором. Современники писали о нем как человеке «в вольных науках высоко образованном, в письме словенском, греческом и латинском ученом». За свою благотворительную деятельность он получил прозвище «Иоанн милостивый».

В 1618 г. Борецкий, приняв схиму под именем Иов, стал игуменом Киево-Михайловского Златоверхого монастыря. Вскоре рядом была основана женская обитель, игуменьей которой стала жена Борецкого — Никифора, а монахиням — его дочь и племянница. В этом монастыре на средства Борецкого сооружена церковь в честь Иоанна Богослова — небесного покровителя игумена. Из-за этого женский монастырь одновременно назывался и Михайловским, и Богословским.

В октябре 1620 г., во время пребывания в Киеве иерусалимского патриарха Феофана, Борецкий был возведен в сан киевского православного митрополита, однако не смог отобрать у униатского духовенства Софийский собор, где издавна находилась митрополичья кафедра. Поэтому резиденцией новоизбранного митрополита стал киевский Михайловский монастырь, а кафедральным собором митрополии — церковь Успения, расположенная в центре киевского Подола.

В начале 1620-х годов вместе с гетманом П. Сагайдачным и запорожскими казаками киевский митрополит упорно боролся за легализацию возобновленной православной иерархии. Он был сторонником радикальных методов разрешения православно-униатских противоречий и попытался1 заручиться политической поддержкой главных представителей протестантской оппозиции Великого княжества Литовского. Позже он стал склоняться к идее объединения православной и униатской церквей. Однако подобным намерениям мешала бескомпромиссная позиция православной казацкой старшины Войска Запорожского. Рассчитывая на поддержку единоверного Российского государства в борьбе православного населения Украины против религиозных притеснений, Борецкий в 1624 г. отправил посольство к царю Михаилу Федоровичу. Хотя эта миссия не имела успеха, митрополит продолжал поддерживать контакты с Российской державой.

В некоторых своих произведениях, в частности «Протестации» (1621 г.), Борецкий остро осуждал церковную унию и религиозные притеснения православного населения Речи Посполитой, героизировал запорожских казаков, выступал в защиту украино-белорусской православной иерархии. В «Протестации» он писал, что украинцы, хоть и являются коренным населением Украины, имеют там меньше прав, чем чужаки-католики. Борецкий встал на защиту национально-религиозной самобытности своего народа, подчеркивал древнюю историю украинского православия, чтимого великими князьями литовскими и польскими королями, и угрожал восстанием украинского народа в ответ на причиненные обиды.

Проблеме защиты православной украинской иерархии Борецкий посвятил и послание «Юстификация» (1622 г.). Это произведение восхваляет исконную верность и послушание «руского» народа власти, освященной Богом, начиная от киевских князей и до польского короля. Борецкому приписывают и авторство антиуниатского и антикатолического анонимного произведения «Предостережение» (1605-1606 гг.), излагающего историю Брестского собора 1596 г. и описывающего настроения украинского православного общества тех времен. В «Предостережении» соединились аскетично-мистические идеи с настроениями Реформации XVI в. — взгляд на папу римского как Антихриста, на противостояние православия и католицизма как войну света и тьмы. Однако бодрые, активные и рационалистичные реформаторские настроения побеждают у автора его же хмурый аскетизм.

В книге изложен самобытный взгляд на историческую судьбу украинского народа. Причину политического упадка автор памфлета видит в отсутствии культуры, образования и хорошо организованного школьного обучения, без которых даже сокровища византийско-русской книжной премудрости лежали мертвым грузом в библиотеках, ибо некому было их читать. Русскую церковь даже сами русины стали считать «некультурной» и безграмотной. В этом католическая культура намного опережала православную: западноевропейские школы в то время имели значительный авторитет и обучаться в них почитали за честь представители украинской шляхетской молодежи. Появление со второй половины XVI в. типографий и братских школ в Украине и Беларуси остановило этот упадок. Автор «Предостережения» воспел гражданский подвиг князя К.-В. Острожского, много сделавшего для сохранения и возрождения православной культуры, — он основал типографию и школу, препятствовал подписанию Брестской унии. После этого «православие засияло, как солнце» и люди начали объединяться вокруг братств, Острожской академии и других очагов православия. Автор осудил унию, мешавшую позитивным процессам в Украине. Причину этого Борецкий, как человек времен средневековья, видел в дьявольском искушении богачей и церковных владык, из-за собственного тщеславия и алчности отступивших от дедовской и отчей веры. Досталось от анонимного автора и папам римским, которых он также считал пособниками сатаны, искушенными светской властью и вводящими в заблуждение своих приверженцев. Автор «Предостережения» высмеивает заявления папской курии о том, что права на руководство католическим миром ей передал сам Святой Петр — первый римский епископ. Он, де, считает, что апостол Петр в Риме никогда не был и права, полученные им от Иисуса Христа, принадлежат не только папам, а всему церковному епископату. Автор угрожал униатам — отступникам от православия, карой небесной и напоминал, какая страшная участь постигла некоторых из них. «Предостережение» призывало православных людей Украины и Беларуси не верить иерархам, ставшим на путь унии с католической церковью. Таким образом, «Предостережение» является призывом к освобождению от средневекового церковного гнета путем развития образования и общественной борьбы. Анонимный автор как бы предугадал путь мирного просвещения, по которому украинская общественная жизнь пошла в будущем — в XVIII и XIX вв.

Причин для написания такого произведения было более чем достаточно. Ведь и после собора в Бресте в 1596 г., на котором часть церковных православных деятелей подписала унию с католической церковью, некоторые из православных иерархов переходили на сторону унии. В 1628 г. митрополит Борецкий созвал в Киеве церковный собор, на который пригласил своего бывшего соратника М. Смотрйцкого, с книгой «Апология» выступившего в защиту униатской церкви. На этом соборе Борецкому удалось убедить Смотрицкого в том, что он — на ложном пути, и автор «Апологии» отрекся от своих прежних суждений. Киевский церковный собор 1628 г. постановил, что все православные иерархи (И. Борецкий, П. Могила, М. Смотрицкий, И. Копинский и др.) клянутся твердо отстаивать православную веру, не идти на переговоры с униатской церковью и призывают к этому всю паству.

Занимая Киевскую православную митрополичью кафедру, Борецкий способствовал книгоиздательскому делу. Как переводчик он участвовал в подготовке к печати фундаментальной богослужебной книги «Анфологион» (1619 г.), переведенной с греческого на церковнославянский язык; перевел с греческого «Письмо Мелетия, патриарха Александрийского, к епископу Ипатию Потию» (1605 г.). При его поддержке в 1628-1630 гг. в Киеве на Подоле действовали две частные типографии — Т. Вербицкого и С. Соболя.

Похоронен Иов Борецкий в соборе Михайловского Златоверхого монастыря.

Литературную деятельность И. Борецкого можно рассматривать как свидетельство национально-религиозного подъема в украинском обществе первой половины XVII в.