Выдающийся украинский ювелир, основатель направления барокко в отечественном ювелирном искусстве.
Украинский народ создал богатое и разнообразное искусство. Ярким свидетельством этого являются ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов украинских мастеров XVII-XVIII вв. Они отличаются высокими художественными качествами и свидетельствуют о высокой одаренности и таланте наших предков.
С XVII в. главным экономическим и культурным центром Украины был Киев, где к этому времени сформировалась национальная ювелирная школа со своими оригинальными стилистическими особенностями.
Значительное влияние на ювелиров XVII — первой v половины XVIII в. (когда украинское золотарство достигло наивысшего расцвета) оказало искусство книжной миниатюры. Красивые барокковые , орнаментальные заставки и высокохудожественные гравированные иллюстрации к печатным изданиям служили для них образцами и источником вдохновения. Ювелиры охотно повторяли в металле понравившиеся декоративные мотивы и сюжетные композиции. В своих работах мастера Киева, Переяслава, Нежина, Чернигова демонстрировали виртуозное владение разнообразными техниками обработки золота и серебра. Они применяли многоцветную живописную эмаль (финифть), чернь, чеканку в высоком рельефе, золочение, ковку, плавление, вытягивание проволоки, литье, резьбу, скань (филигрань), зернь, позолоту, тиснение, штамповку, травление. Тонкое понимание нового художественного стиля барокко воплощалось как в формах изделий, так и в их декоре. Произведения ювелирного искусства XVII-XVIII вв. отличаются монументальностью, парадной торжественностью. Их орнаментика (сравнительно с западноевропейскими прототипами) значительно обогащалась местными мотивами: цветками гвоздики, васильков, барвинка, плодами малины и шиповника, листьями дуба и одуванчика.
Элементы барочного декора благоприятно повлияли на творчество известного украинского ювелира XVIII в. Ивана Равича. Сегодня в музеях Украины и России хранится, около 60 бытовых и культовых предметов с клеймом «IR» или подписью «Jecit loan Ravicz Kijonix» — «Сделал Иван Равич киевлянин». И. Равич считается основателем направления барокко в украинском ювелирном искусстве.
Его отец, киевский мещанин и купец Андрей Равич, принадлежал к киевскому патрициату. Он происходил из православных переселенцев из стран Балканского полуострова, которые со второй половины XVII в. селились в Киеве, спасаясь от турецкого гнета. Его сын Иван начинал свою карьеру в киевской губернской канцелярии как переводчик писем на греческом языке, который в совершенстве знали в семье. Стабильный и значительный доход А. Равичу приносила сдача в аренду домов и земельных участков, расположенных на киевском Подоле. Прибыльным был и купеческий промысел: товары, привозимые А. Равичем из стран Западной Европы и Востока, продавались в многочисленных лавках на главном киевском рынке. Не мало средств приносили и винокурни, где из пшеницы гнали «горячее хлебное вино», как тогда называли водку. Её продавали на разлив в собственных корчмах Равича в наиболее людных местах Киева.
Однако А. Равич решил, что у его единственного сына будет иная судьба, и отправил Ивана в Европу обучаться искусству золотарства. Ведь изготовление дорогих ювелирных изделий, востребованных каждой состоятельной семьей, и культовых предметов для украинских церквей было очень прибыльным делом. После возвращения сына из-за границы А. Равич помог молодому мастеру открыть мастерскую и предоставил средства на собственное дело. После смерти отца Иван как единственный сын унаследовал всю семейную недвижимость (в том числе и большой дом в центре Подола рядом с церковью Святого Николая Притиска) и промыслы — купеческий и винокуренный. Однако основные средства к существованию давало ремесло ювелира, которому он долго и старательно учился у европейских мастеров. У них он позаимствовал основные барокковые принципы оформления ювелирных изделий: растительные орнаменты, украшения в виде пышных цветов, бутонов, листьев и виноградной лозы; волнистые рамки-картуши, гирлянды спелых плодов; причудливой формы листья аканта, заимствованные из древнегреческого искусства, и т. п. Для оживления формы изделий и придания им торжественного настроения и яркости мастер широко использовал скульптуру малых форм, сложные сюжетные изображения, цветные расписные медальоны.
Равич был одним из немногих украинских мастеров, которые использовали сложную технику черни, состоящую в заполнении углублений гравированного декора порошком черного цвета из серебра, серы, меди и свинца. После этого изделие нагревали в ювелирной печи, охлаждали и полировали до блеска. Особенно ювелир увлекался высоким чеканным рельефом, предпочитая его плоскому гравированному декору.
В 23-летнем возрасте Равич получил заказ от самого И. Мазепы на изготовление роскошной серебряной кружки с гетманским гербом — популярного среди европейской знати XVIII в. вида столовой посуды. Сейчас эта наиболее ранняя из работ мастера хранится в Чернигове. Работал Равич и для другого гетмана, К. Разумовского, изготавливая для его двора столовую посуду, подсвечники и другие бытовые предметы.
Вершиной творчества Равича исследователи украинского искусства считают серебряную позолоченную дарохранительницу (шкатулку для святых даров, используемую во время обряда причастия), изготовленную в 1731 г. для Успенского собора Киево-Печерской лавры..Она имеет вид трехъярусной четырехгранной башенки, увенчанной граненым куполом. Шкатулка опирается на четыре ножки в виде лан животных с шарами в когтях. Формы дарохранительницы чрезвычайно легки и исполнены движения. Мастер нашел прекрасные пропорции, гармонически объединенные с разнообразными орнаментальными украшениями. На поверхности стенок вычеканены сложные сюжетные сцены, обрамленные растительным орнаментом. Широко использована скульптура малых форм: углы дарохранительницы заполнены мелкими динамичными фигурками святых, держащих В руках копья, мечи, свитки, раскрытые книги. Ныне этот шедевр хранится в Музее исторических драгоценностей в Киеве.
Равич часто бывал в Европе, где совершенствовал свое мастерство у лучших ювелиров, перенимая прогрессивные методы работы. Заказы приносили ему значительные доходы, а с ними рос и социальный статус мастера. Киевский бургомистр В. Тихонович выдал за Равича свою дочь, которая была моложе мужа на 30 лет. Стремясь к большей продуктивности, Равич, по примеру своих европейских коллег, нанял штат мастеров и подмастерьев, а весь процесс изготовления изделий разбил на отдельные операции. Для себя же хозяин мастерской оставил поиск заказчиков, разработку и изготовление матриц и шаблонов, выполнение наиболее сложных операций.
Всю жизнь Равич пытался поддерживать и развивать отношения с киевским патрициатом, усматривая в них залог собственного успеха. Именно из-за этого в течение 30 лет ему приходилось исполнять обязанности судебного заседателя по уголовным и гражданским делам в городском магистрате. Он также охотно исполнял поручение одного из своих крупнейших заказчиков — Киево-Печерской лавры: отбирал и покупал книги для пополнения монастырской библиотеки, пострадавшей во время пожара 1718 г. Равич был настоящим патриотом своего города. В 1737 г. он вместе с другими урядниками киевского магистрата поставил свою подпись на «челобитной» киевлян к императрице с жалобой на притеснения со стороны российской администрации. По инициативе Равича в 1753 г. магистрат, ссылаясь на нормы Магдебургского права, отказался посылать учеников, в Москву на курсы пробирных мастеров, опасаясь, что наиболее перспективные молодые ювелиры уже не вернутся в Украину.
Равич отличался чрезвычайной трудоспособностью и занимался своим р. ремеслом до глубокой старости. Великий украинский ювелир оставил потомкам богатое наследие — учеников, ювелирную школу и великолепные изделия. Для своего времени Иван Равич был достаточно образованным и культурным человеком, но именно художественные традиции народа во всех отраслях искусства стали почвой, на которой сформировался и расцвел его талант.