Митрополит Шептицкий всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям: современники почитали его как мудрого главу греко-католической церкви, выдающегося общественного деятеля и просветителя, щедрого мецената украинского искусства.
Родился он 29 июля 1865 г. в родовом имении графа Ивана Шептицкого в селе Прилбычн на Львовщине и при крещении получил имя Роман-Мария-Александр.
С детства мальчик отличался большой впечатлительностью и особой набожностью. Успешно закончив в 1883 г. обучение в краковской гимназии Св. Анны, он объявил, что хочет вступить в монашеский орден василиан. Семья была католической, и потому желание Романа перейти в греко-католическую веру показалось неожиданным и неприемлемым. Лишь мать старалась понять его, и со временем именно она поддержала вначале Романа, а позже другого сына — Казимира — в их желании сменить вероисповедание. Однако это было значительно позже, а в 1883 г. граф Иван Шептицкий, надеясь, что со временем сын все же откажется от своих планов, поставил перед ним условие: сначала отбыть военную службу и получить высшее образование.
В привилегированном кавалерийском полку юноша прослужил недолго — серьезное заболевание стало помехой его военной карьере. Выполняя второе условие отца, Роман поступил на юридический факультет Ягеллонского университета в Кракове, затем продолжил обучение во Вроцлавском университете, где заинтересовался также теологией и философией.
Перед доктором юриспруденции (диссертацию он защитил в 1888 г.) открывались широкие жизненные перспективы, однако он вновь заявил, что намеревается стать греко-католическим священником, и в том же 1888 г. принял монашеский постриг под именем Андрей. 11 сентября 1892 г. Андрей Шептицкий отправил свою первую службу в родных Прилбычах.
Началась блестящая и молниеносная карьера молодого пастыря. В 1892-1896 гг. он — магистр новиков (молодых монахов) в Добромиле, в 1896 г. становится игуменом монастыря Св. Онуфрия во Львове, в 1899 г. — Станиславским епископом, а в 1900 г., после смерти митрополита Юлиана Куиловского, папа римский назначает Шептицкого митрополитом галицким и львовским.
Поляки без особой радости восприняли факт, что главой греко-католической церкви стал умный, влиятельный, с собственными идеями и взглядами владыка-украинец из богатого рода и со славными старинными аристократическими корнями. Андрей Шептицкий тогда ощутил, что должен сразу дать всем понять, что он будет идти до конца жизни со своим народом и ради него работать. И потому на торжественной церемонии интронизации 17 января 1901 г. в соборе Св. Юра заявил: «Я хочу, чтобы все знали и понимали: если я занимаю пост Митрополита Руского, то им я хочу быть и им буду». И на протяжении всего своего 44-лстнего архиерейства он оставался верным слову, работая на благо украинского народа.
Митрополит галицкий ежегодно выезжал с визитами во все уголки епархии, не забывая и об эмигрантах-украинцах: он создал апостольский викариат для греко-католической церкви и добился строительства двух греко-католических церквей в Боснии и Герцеговине; в 1907 г., благодаря его стараниям, был назначен епископ для верующих Соединенных Штатов Америки, а в 1912 г. — и для украинцев в Канаде.
В Станиславе Шептицкий открыл греко-католическую семинарию, создав при ней библиотеку, которой передал 4 тысячи собственных книг. При содействии митрополита были основаны Академический дом во Львове и Народная лечебница (с 1938 г. Украинский госпиталь им. А. Шептицкого); ходатайством к чешскому правительству он спас от уничтожения Укра-инскую хозяйственную академию в Подебрадах (ЧСР). По инициативе и при поддержке Шептицкого открывались учебные и благотворительные заведения, спортивные и оздоровительные общества и т. п.
Он был щедрым меценатом и оказывал содействие развитию украинского национального искусства. В 1905 г. основал Церковный музей во Львове (в 1913 г. стал Национальным музеем им. митрополита А. Шептицкого), где, благодаря его поддержке, была собрана одна из крупнейших в Европе коллекций иконописи.
Однако главной мечтой жизни митрополита было объединение всех украинцев в одном государстве. С началом Первой мировой войны он усматривал путь к осуществлению своих надежд в победе австро-венгерской армии, на стороне которой воевало немало галичан. Шептицкий провозглашал горячие проповеди с призывами против насильного насаждения православия в оккупированной царскими войсками Галичине, выступал против отделения школы от церкви, за освобождение от подчинения российскому Синоду и чтения молитв за царя.
После взятия Львова митрополита за антироссийскую пропаганду и поддержку цесаря арестовали и в ночь на 18 сентября 1914 г., по приказу генерала Брусилова, вывезли в Киев. Затем сослали в Курск, а оттуда, через Владимир-над-Клязьмой, перевезли в суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь — тюрьму для подозреваемых в измене синодальной русской церкви. Освободили Шептицкого после февральской революции 1917 г.
Вернувшись во Львов, митрополит стал свидетелем революционных событий 1918 г. и искренне приветствовал создание ЗУНР, хотя его общей социальной позицией и было убеждение в том, что священники не должны ввязываться в политику. Тем не менее, когда после Первой мировой войны земли Галичини и Волыни попали под власть Польши, митрополит Андрей совершил поездку в Рим, где провел переговоры с представителями Антанты, протестуя против присоединения западноукраинских земель к Польше.
Убежденность Шептицкого в том, что греко-католическая церковь — это сугубо украинское учреждение, призванное беречь восточные церковные традиции и поддерживать национальные стремления своего народа, снискало ему чрезвычайную популярность и авторитет. В условиях польской оккупации, осуждая насильную полонизацию края, дискриминацию украинского образования, антиукраинскую национальную политику и репрессивные акции польского правительства в Галичине и на Волыни в 30-е годы, он неоднократно обращался к руководителям Польши, добиваясь прекращения «пацификации».
Если в 1914 г. Шептицкий выступил против насильного внедрения православия во всех украинских церквях, то в 1930-х годах он, единственный среди церковников, смело выступил в печати против сожжения и уничтожения православных церквей на Холмщине, в Подляшье, на Волыни и в Полесье, защищая все то же православие.
Всю свою жизнь митрополит Шептицкий занимался благотворительностью, помогая сиротам, больным, бедным и основывая различные благотворительные учреждения. Он писал: «Я так хотел бы утереть слезы с глаз тех, кто плачет, — утешить каждого тоскующего, - укрепить каждого слабого и немощного, — исцелить каждого больного! Я хотел бы стать всем для всех, чтобы всех спасти. Пусть ныне умру, — пусть в вечности не узнаю счастья, пусть отлученным буду от Христа, — лишь бы Вы, Братья Мои по крови, были спасены». После Первой мировой войны, выезжая с миссиями в Бельгию, Францию, Америку и другие страны мира, он собирал средства для военных сирот и строил для них дома. Основал много приютов при монастырях, помогал «Обществу украинских инвалидов», поддерживал деятельность украинских культурно-просветительских обществ «Родная школа», «Просвещение», «Сельский хозяин».
По возвращении из ссылки в 1917 г. он финансировал издание целого ряда журналов и книг христианской тематики для разных слоев населения. Средствами Комиссии но охране природы при Научном обществе им. Т. Шевченко Андрей Шептицкий распорядился образовать на землях Львовской митрополии заповедник кедровых лесов и заповедник степной растительности, которые стали одними из первых природных заповедников в Западной Украине.
Внимательно следил митрополит и за событиями в Советской Украине. В 1933 г. он издал послание, в котором осудил искусственный голод, устроенный большевиками, и организовал сбор средств в помощь голодающим.
В исключительно трудных условиях проходила деятельность Андрея Шептицкого в годы Второй мировой войны. Это был период сомнений и ошибок, надежд и утраченных иллюзий.
1 сентября 1939 г. немецкие войска вторглись в Польшу, а 17 сентября Красная Армия, реализуя тайный протокол советско-нацистского пакта, перешла реку Збруч и оккупировала польские восточные территории. В тот же день митрополит галицкий, в стремлении поскорее воплотить в жизнь «унийную акцию», назначил И. Слепого, М. Чернецкого и К. Шептицкого экзархами греко-католической церкви на всей территории Советского Союза, о чем сразу же проинформировал Ватикан. Но папа римский понимал, что привлечение православной церкви к католицизму в условиях сталинского режима — лишь наивно-утопическая мечта галицкого митрополита, и потому не поддержал его.
На начальном этапе советская власть на западноукраинских землях с осторожностью внедряла ограничения в деятельность священников, однако постепенно притеснения приобрели угрожающие масштабы. Было запрещено преподавание религии в школах, конфисковывались церковные земли, усилилась антирелигиозная пропаганда. А с весны 1940 г. энкавэдисты начали широкомасштабные репрессии и массовую депортацию «врагов народа». Не минула эта участь и греко-католических священников. Митрополит Андрей отмечал в своем отчете: «В моей епархии убиты или умерли в тюрьме 12 священников, а в Перемышльской — около 20. Кроме того, из моей епархии вывезли в Сибирь 33 священника». Всего же, по данным А. Шептицкого, из Галичины советская власть депортировала около 400 тысяч украинцев.
22 июня 1941 г. Германия напала на СССР, — начался следующий этап Второй мировой войны. 30 июня немцы вошли во Львов, а представители ОУН-б в тот же день провозгласили Акт восстановления украинской государственности и сформировали украинское правительство. Митрополит Шептицкий благословил эту акцию, поскольку считал, что «освободители» с запада могут помочь в деле объединения украинцев на основе греко-католической веры. Очевидно, именно из этих соображений он радостно приветствовал приход немецких войск, отправил торжественную литургию в честь «нового порядка в Европе» и даже послал признательную телеграмму Адольфу Гитлеру.
Однако ожидания не оправдались. Довольно быстро митрополит понял, что самостоятельная Украина не нужна ни Сталину, ни Гитлеру. С горечью и болью писал глава греко-католической церкви в августе 1942 г. в письме к папе римскому: «После освобождения немецкой армией от большевистского ярма мы ощутили некоторое облегчение, которое, однако, не продлилось дольше одного-двух месяцев. Постепенно правительство внедрило поистине непонятный режим террора и коррупции, который день ото дня •становится все тяжелее и невыносимее. Ныне весь край согласен с тем, что немецкая власть является злой, почти дьявольской, причем в гораздо большей степени, чем большевистская власть...»
21 ноября 1942 г. митрополит пишет пастырское письмо «Не убий». В нем он указывает на деморализующую роль потворствования политическим убийствам, протестует против привлечения украинской полиции к репрессивным акциям, а свою паству призывает отмежеваться от убийц. Следствием этого стали обыски в соборе Святого Юра, во время которых немцы вскрывали даже гробы покойников.
В 1942-1943 гг., когда началась кровавая бойня между бойцами УПА и польской Армии Крайовой (которую часто подогревали немцы и провоцировали советские партизаны), глава церкви неоднократно призывал к прекращению украинско-польской вражды, предостерегал УПА от диверсионных действий, ратовал за примирение двух оуновских фракций — бандеровцев и мельниковцев. Подвергая смертельной опасности свою жизнь, Андрей Шептицкий перепрятывал в монастырях сотни евреев, открыто осуждал в проповедях уничтожение их нацистами. За это он удостоен памятника в Государстве Израиль.
После вступления Советской Армии во Львов в 1944 г. А. Шептицкий пишет письмо Сталину, в котором выражает удовлетворение тем, что после изгнания фашистов вновь стало возможным воссоединение Украины, и надежду, что советская власть создаст условия для нормального существования церкви. Заканчивает письмо митрополит такими словами: «Обещаю Вам наше искреннее сотрудничество для расцвета, государства отныне и впредь».
Однако большевики, начавшие быстрое и бескомпромиссное насаждение своей власти, возобновили репрессии против греко-католической церкви. Митрополита Шептицкого посадили под домашний арест, а спустя несколько месяцев, 1 ноября 1944 г., его не стало.
После смерти А. Шептицкого была организована.кампания по дискредитации греко-католической церкви: вначале в печати стали появляться статьи, обвинявшие её в сотрудничестве с нацистами и поддержке украинского подполья, а затем начались аресты и ссылки в Сибирь всей греко-католической иерархии, включая и нового митрополита Иосифа Слепого. Саму же УГКЦ «воссоединили» с Русской православной церковью.
Анализируя личность Андрея Шептицкого и его роль в истории Украины, нельзя прийти к однозначной оценке. Никто не может избежать ошибочных решений и поступков. При этом бесспорными являются патриотизм и сила воли митрополита галицкого, широта взглядов и искренняя любовь к ближнему, снискавшие ему всеобщее уважение и сделавшие его одной из наиболее величественных и влиятельных личностей западноукраинского общества первой половины XX в.