Страсти вокруг бюджета на будущий год: чьи аппетиты выросли

Страсти вокруг бюджета на будущий год: чьи аппетиты выросли

В Украине все основательнее берутся за расчеты по новому государственному бюджету на 2017 год.

Среди ТОП–5 запросов на дополнительное финансирование – Министерство внутренних дел (93,4 млрд грн), Минобороны (57 млрд), Министерство соцполитики (53,2 млрд), Укравтодор (32,6 млрд), Минфин (16,3 млрд).

Большую часть из запрошенного составляют оборонительно-правоохранительные расходы. Как видим, власть все силы бросает на создание полицейского государства. Обратите внимания: запрос на полицию больше, чем в 1,5 раза, превышает суммы, необходимые на обеспечение оборонных функций. Собственно, тут все довольно логично – если, конечно, оценивать с позиции власти. Ведь любая правящая верхушка, которая не воспринимается в народе, не популярна, более того, вызывает антагонизм, всегда пытается себя защитить посредством укрепления собственных охранных формирований, а это – полиция и армия. Поэтому и будут усиливать полицейскую систему – сильно повышать зарплаты, разрабатывать вооружения, причем не столько для защиты от внешнего врага, сколько для наведения «порядка» внутри страны.

Идем дальше. Минсоцполитики запросило почти столько же, что и главное оборонное ведомство. Почему это происходит? Власть настолько удорожила жизнь в Украине, что это цепочкой ведет к огромному дефициту бюджета, в частности из-за завышенной цены на газ для населения. Размер задолженностей бюджета перед поставщиками коммунальных услуг исчисляется десятками миллиардами гривен. Уже на сегодня в связи с ростом тарифов нужно увеличивать базу субсидий, но в бюджете на это не хватает порядка 130 млрд грн (!).  

Не лучше ситуация в Пенсионном фонде, дефицит которого является настоящей черной дырой государственного бюджета и на сегодня полностью перекрывается из него. Речь идет о порядке 48 млрд грн.

Поэтому, когда говорят о возможности повторения экономического кризиса в нашей стране, вынужден огорчить: экономический кризис в Украине и не прекращался – он идет полным ходом, а сейчас просто выходит на новый этап.

Следует ожидать, что ситуация значительно усложнится из-за отсутствия внешнего финансирования украинских проблем. Ключевые мировые игроки уже просто не хотят садиться за стол переговоров с теми, кто сегодня на внешней арене представляет Украину. Вполне вероятно, что слаженные действия со всех сторон направлены на то, чтобы сегодняшние власть имущие в Украине отошли в сторону, чтобы они позволили управлять страной другим людям, с которыми мировые лидеры будут разговаривать. Недаром месяц назад российское руководство во всеуслышание обвинил руководство Украины в террористических провокациях. Данный тон разговора на международной арене уже задан и, судя по всему, крупных мировых игроков он устраивает.

А это значит, что Украина должна как-то мобилизовать деньги изнутри самостоятельно. При нынешней ситуации с торговлей, с платежным балансом, с платежеспособностью людей в целом (по моим данным, за последние два года из сбережений украинцев было вымыто порядка 15 млрд долл.) надеяться на инвестиции, к сожалению, не приходится.

На сегодня народное хозяйство Украины требует огромного количества денег, и это точно не 1 и даже не 10 млрд долл. Итак, что будет делать власть, у которой нет денег, но есть станок, который их печатает? Правильно, включит его на полную. Надо сказать, он уже включен и скрытая эмиссия имеет место – этим, в том числе, объясняется рост цен на доллар.

Для того чтобы бизнес не закрывался, нужно, чтобы украинцы стали опять платежеспособными, ведь сейчас внутри страны просто некому покупать. Изо дня в день люди становятся беднее, беднее и беднее, а раз так, спрос на товары, работы и услуги падает катастрофически. А раз так, бизнес закрывается. А раз так, люди теряют работу. Вот причина происходящего. Плюс закрытые рынки сбыта для Украины, плюс изначально неполноценные условия ЗСТ, плюс по сути торговая война – отсюда падение производства, экспорта, притока валюты. Еще ко всему – до сих пор неотлаженная «реформаторами» налоговая система и инвестиционное законодательство; попытка со стороны «пашинских» возвести рейдерство в ранжир закона – это точно не способствует притоку инвестиций. Все остальное – просто приложение к общей проблеме.

В целом, для того, чтобы изменить ситуацию нужно: остановить войну; тем, кто не может управлять страной, как можно скорее отойти в сторону; принять законодательство, которое привлекло бы в Украину инвесторов; сделать налоговое поле крайне простым для понимания людей, минимизировать на какое-то время все налоги, минимизировать расходы на совершенно раздутый в последние два года административный аппарат.

Надо работать над восстановлением старых хозяйственных связей – это повлечет за собой развитие производства и торговли; благоразумная индексация социальных выплат, заработных плат, контроль за соответствием доходов расходам даст возможность восстановить платежеспособность населения, а это в свою очередь – позитивный всплеск на обычных рынках. Следует уйти от политики создания сырьевой, аграрной страны и сконцентрироваться над производством продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Перестать воровать – это восстановит доверие доноров и даст возможность привлечь те кредитные линии, которые смогут быть влитыми в экономику и помочь ей возродиться. Ввести жесточайшую ответственность за разбазаривание государственного имущества, неправильное использование публичных финансов, равно как и за взяточничество – 30 лет тюремного срока с конфискацией всего, что принадлежит семейству, – вполне справедливое наказание за такие преступления, и никак ни меньше.

Было бы хорошо превратить Украину в огромный хороший офшор – пусть у нас свои деньги хранят и проворачивают дельцы со всего мира. Но для этого надо решить проблемы, о которых было сказано выше, – иначе бесполезно надеяться на приход инвестиций в страну.

Если этого не сделать, мы окажемся на пороге гиперинфляции – для этого все сделано.

Источник