Одна из красивейших актрис советского кино ушла тихо. О ее уходе не сообщили ни информленты, ни газеты, ни телевидение. Не слышали о ее смерти (а Носова, между прочим, народная артистка России) ни в Гильдии актеров, ни в Союзе кинематографистов - организациях, которые в принципе должны отслеживать судьбы кинозвезд прошлых лет. Они узнали об этом только сейчас от нас, журналистов, спустя полгода...
Тамара Носова сыграла более сорока ролей в кино. Но самые, пожалуй, запомнившиеся - бразильской миллионерши донны Розы д'Альвадорес из «Здравствуйте, я ваша тетя!» (ту самую, которую пытался подменить герой Калягина) и доброй тетушки Аксал из сказки «Королевство кривых зеркал».
Через полтора года после рождения Тамары умерла ее мама, и отец отдал трех своих детей в детский дом. Вскоре полуторагодовалую Тамару удочерили, и лишь спустя 30 лет родной отец, узнав Тамару по ролям в кино, связался с ней. Тамара признала родство, но общаться со своими родственниками отказалась.
В школу приемные родители отправили Тамару в пять лет. Ее отец уговорил директора школы принять маленькую Тамару в первый класс, и на первое занятие она пришла с куклой, которой повторяла все задания. Учителя пытались уговорить родителей повременить с учебой Тамары, но те были несговорчивы, и лишь болезнь девочки отложила учебный процесс.
В школе Тамара была отличницей, организовала в своем классе драмкружок, и сама ставила в нем спектакли. О своем детстве Тамара Носова позже в интервью рассказывала: «У меня была самая обыкновенная семья. Папа был специалистом по авиамоторам. В годы войны семья была эвакуирована, и в результате школу я окончила в Подмосковье. Много участвовала в самодеятельности и мечтала стать актрисой».
Тамара Носова окончила школу в 1945 году, и, вернувшись из эвакуации, поступила во ВГИК на курс Бибикова и Пыжовой, пройдя конкурс 80 человек на место. Она училась вместе с Ноной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым и Екатериной Савиновой, и рассказывала о своей учебе во ВГИКе:
«Когда я пришла в институт, мне очень хотелось играть такую драму, где поплакать можно. Но Бибикова не одуришь. Он понял, что эту девку надо помещать на другую платформу. «Мало ли, чего она хочет! У нее врожденный юмор, и это надо использовать». Для чего тогда педагоги, если они не направят на правильный путь? И он делал из меня комика. На первом семестре разрешали все, что хочешь. На втором мы выбирали отрывки, а Бибиков разбирался, кто есть кто. Он увидел во мне такую драматическую артистку, какую надо было в корне переделывать. Великий педагог! Я должна быть справедливой, несмотря на то, что он хотел меня выгнать. Когда на втором курсе нам предложили выбирать отрывки из классических произведений, то к великому сожалению моего мастера Бибикова, который видел во мне только комедийную актрису - я выбирала трагические роли. Однажды меня в таком качестве увидел один из студентов режиссерского факультета мастерской Сергея Герасимова и рассказал обо мне. Герасимов сразу пригласил меня на роль Вали Филатовой в свой фильм «Молодая гвардия». Бибиков был возмущен! Но он ничего не мог поделать, потому что Сергей Аполлинариевич был заведующим кафедрой актерского мастерства. Так я стала сниматься…»
После съемок в фильме «Молодая гвардия» Носова получила приглашение сняться еще в двух фильмах - у режиссеров Бориса Барнета и Михаила Чиаурели. У Барнета в картине «Страницы жизни» Носова сыграла роль медсестры Клавы, а в «Падении Берлина» ей досталась роль Кати.
После того, как в 1950 году Тамара окончила ВГИК, режиссер Юлий Райзман пригласил ее сыграть Анфису в картине «Кавалер Золотой Звезды». За эту роль Тамару Носову представили к Сталинской премии, но она не смогла ее получить, так как вышла замуж за дипломата и уехала жить в Австрию, куда он получил направление.
Семейная жизнь Тамары Носовой не сложилась, и она вернулась в Москву. О своем первом браке Носова рассказывала: «Он был дипломат, Олег. На восемь лет старше меня. Сразу после института мы поженились, познакомились в доме журналистов. И я уехала с ним за границу… А затем мы с Олегом расстались. Как-то так получилось после шести лет совместной жизни. Я вышла замуж опять».
В фильме «Кавалер Золотой Звезды» Тамара Носова сыграла положительную героиню, но впоследствии ей предлагали играть преимущественно отрицательные и сатирические роли, и вскоре она стала одной из самых ярких сатирических актрис советского кино, хотя в обычной жизни была очень красивой и импозантной женщиной.
Сыграв в фильме «Ревизор» роль Марьи Антоновны, она создала классический образ пустой и глупой провинциальной барышни. Характерный взгляд больших, ничего не выражающих голубых, глаз, слегка приоткрытый рот, вздернутый нос, красное лицо – такой представала актриса перед зрителями в фильмах. Причем Носова великолепно владела элементом повтора и умела произносить обычные фразы так, что они приобретали гиперболизированный смысл. В фильме «Шведская спичка» Тамара Носова на протяжении целого эпизода, повторяла одну только фразу: «Жила я только с вами, больше ни с кем» - и неизменно вызывала смех зрителей.
Вскоре она сыграла роль секретарши бюрократа Огурцова Тоси в фильме «Карнавальная ночь». Это был первый фильм Эльдара Рязанова, и он предложил Игорю Ильинскому, который играл роль Огурцова, самому выбрать актрису на роль секретарши. Ильинский выбрал Тамару Носову, которая составила с ним прекрасный дуэт. Вслед за этим она прекрасно сыграла в паре с Сергеем Филипповым в фильме «Особый подход», и с Михаилом Пуговкиным в фильме «Свадьба в Малиновке». В фильме «Мертвые души» Михаила Швейцера Носова сыграла символ непроходимой тупости гоголевскую Коробочку. Дуэт Носовой с Чичиковым в исполнении Калягина был бесподобен.
Еще одним из ее настоящих актерских шедевров стала роль манерной бразильской миллионерши донны Розы д'Альвадорец в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!». О своей работе в этой картине Тамара Носова рассказывала: «Сначала я снималась у Виктора Титова в картине «Любовь к трем апельсинам», которая чуть не свела его в могилу. Я играла главную роль - образ абстрактной женщины и была одета под француженку. Чиновники из Госкино сказали, что я очень оголена. Режиссер ответил: «Но она играет символ женщины!». Однажды Титов пришел на студию и ему сказали, что все пленки конфисковали и смыли. С ним был удар, он потерял сознание, вызвали «скорую» и его увезли в больницу. Когда он стал снимать фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!», - то меня утвердил без проб. У меня была сцена, в которой я что-то горячо говорила, сидя в кресле. Вдруг неожиданно вместе с креслом упала навзничь… Все замерли, думая, что я разбила голову. А спинка кресла оказалась такой высокой, что я не ударилась даже. Оператор в это время продолжал снимать, и в результате именно этот дубль вошел в картину».
Отдельную роль в творчестве Тамары Макаровны занимала работа над созданием сказочных героинь в фильмах для детей, в которых её персонажи, в большинстве своём - милые и добрые тётушки, помогали мальчикам и девочкам в фильмах «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы» и «В тридевятом царстве». Лишь в «Новых похождениях Кота в сапогах» она сыграла отрицательную роль придворной дамы Двуличе.
После неудавшегося брака с дипломатом Тамара Носова жила в гражданском браке с актером Юрием Боголюбовым, и хотя этот брак так же оказался недолгим, портрет Боголюбова продолжал висеть в квартире у Носовой.
Расставшись с Виталием Губаревым, Тамара Носова познакомилась с киевским режиссером Николаем Засеевым.
С концертной программой «Товарищ Кино» Тамара Носова и Николай Засеев объездили весь СССР. Засеев рассказывал: «Тома возила свой потрясающий ролик «Секрет красоты» — зрители от смеха просто со стульев падали"
Их отношения продлились четыре года, но Засеев был женат, и им пришлось расстаться, так как он не мог бросить семью.
После смерти матери в 1982 году Тамара Носова вела замкнутый образ жизни, а в 1990-е годы после развала советского кинематографа Тамара Носова, как и многие другие актеры, оказалась невостребована в новом российском кино. Она перестала сниматься, и последние годы своей жизни очень бедствовала, с трудом выживая на мизерную пенсию. Она избегала общения с друзьями и знакомыми, стыдясь своей бедности, и практически не выступала в концертах. Однажды согласившись выступить на концерте, она вышла на сцену в старом вечернем платье и в калошах.
В 1991 году Носову заставили уйти из Театра киноактера. «Мосфильм», на дотации которого находился театр, был вынужден отпустить коллектив «на вольные хлеба», и руководству театра пришлось пойти на сокращения. Из 700-та актеров были уволены 350. Среди них была и Тамара Макаровна, которая очень болезненно пережила увольнение из труппы.
В это сложно поверить, но в 2000-е годы актриса голодала. Но при всей сложности своей жизненной ситуации она не просила ни у кого помощи и стала очень закрытым человеком. Она стала редко общаться с людьми, брала телефонную трубку лишь в определенные часы и очень много читала, так как в ее распоряжении была большая библиотека, занимавшая целую комнату в ее квартире. Она в совершенстве знала английский язык, и читала Диккенса и Шекспира в оригинале.
В интервью Носова рассказывала: «Я хотела уехать от всего этого куда-нибудь в деревню, всласть почитать… Когда умерла мама, я спасалась этим. Уходила вместе с персонажами книг из нашего государства, из нашего века. Иногда так зачитываюсь, что не подхожу к телефону. 30 лет запойного чтения - с тех пор, как с последним мужем рассталась. У меня столько книг, что их девать некуда. Квартира у меня небольшая, одна из комнат, восемь с половиной метров, забита книгами. Больше тысячи экземпляров! Я всегда читала нашу и зарубежную классику, сейчас знакомлюсь с современной литературой. Ужас! Кошмар!».
Носовой помогала работница службы социальной защиты «Мосфильма» Зинаида Фалина. Пенсии народной артистки не хватало даже на то, чтобы оплатить коммунальные услуги, и она обедала в бесплатной столовой Центра социального обслуживания для одиноких и малоимущих москвичей. Ее выручали запасы крупы, консервов и чая и помощь работников службы социальной защиты.
Николай Засеев в интервью рассказывал: «Тамара во многом виновата сама в своей незадавшейся творческой судьбе. Все ее подруги работают, ездят с концертами, выступают на встречах со зрителями. Они в процессе. Как-то я ей по телефону сказал: «Тома, если ты не хочешь работать, сделай так: продай квартиру тысяч за 125 долларов. Отдай 25 тысяч тому заведению, где актеры доживают свой век, а на 100 тысяч поезди по миру! На хрен тебе эта квартира? Что ты ее охраняешь?». Она ответила: «Это хорошее предложение, но я боюсь, что меня с кем-нибудь поселят». Да, может быть, пришлось бы с чем-то смириться, но она была бы одета, обута, накормлена, общалась бы с людьми. Где-то через месяц после того, как она в последний раз не согласилась со мной встретиться, я снова наведался в Москву, позвонил. И вдруг слышу невнятное бормотание — ни слова не разобрать. Спрашиваю: «Ты что, выпила? Ты же не пьешь». Она выдавила фразу, которую я с трудом понял: «У меня все нормально». — «Что с тобой, Тома? — говорю. — Ты что, нездорова? Я сейчас приеду». Она положила трубку и больше не снимала. Только после ее смерти я узнал, что у нее был инсульт».
Инсульт у Носовой случился накануне Нового 2007-го года, и актриса 5 дней пролежала на полу в коридоре своей квартиры. Так как она не отвечала на телефонные звонки и стук в дверь, квартиру вскрыли сотрудники милиции, и обнаружили пожилую актрису в ужасном состоянии. Позже соседи Носовой рассказывали: «В последние месяцы она не могла выходить из дома. Ее даже запирали на ключ работники соцзащиты, чтобы не ушла и не потерялась. Потеря памяти - страшная вещь. Год назад ей сделали небольшой ремонт, на минимальные деньги, ванная была жуткая, невозможно мыться, на унитаз страшно сесть, в квартире - ужасная грязь. Но соцзащиту тоже можно понять, они ведь не фирма «Заря», чтобы убираться в квартире. Они и так молодцы, это человеческий порыв, ведь большая часть из того, что они делали, не входило в их обязанности». О сложившейся ситуации в жизни Тамары Носовой рассказали журналисты телеканала НТВ, и родственники решили помочь актрисе. Племянник актрисы Анатолий Васин отправил Тамару Макаровну на коммерческое лечение, так как по месту жительства врачи отказались положить актрису в больницу.
Во время обследования у Тамары Носовой была выявлена хроническая ишемия головного мозга. Это очень тяжелое заболевание и было причиной уединенной жизни актрисы, так как сопровождалось тяжелыми депрессиями и нервными расстройствами. Позже Анатолий Васин показал журналистам, заинтересовавшимся обстоятельствами жизни последних лет Тамары Носовой, и условиями, в которых жила актриса. Вот что они рассказали: «Обшарпанные стены в дырах и подтеках, полностью сгнивший паркет, побитый молью ковер, свернутый в рулон и совершенно истлевший, рваные занавески, рухлядь...
Посреди этого ужасающего хаоса сразу бросались в глаза многочисленные портреты хозяйки, развешанные по стенам: прекрасная, гордая женщина надменно взирала с холстов на окружающий ее кошмар.
Тамара Макаровна Носова умерла 25 марта 2007 года, и урна с ее прахом была захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища.