Рузвельт был первым президентом, который назначил еврея на должность в своем кабинете; защитником прав евреев в стране и за рубежом, активным сторонником еврейского государства в Палестине
Тедди Рузвельт вложил по крайней мере три жизни в свою, относительно короткую: он умер 100 лет назад, 6 января, в возрасте 60 лет. Широко признаваемый одним из величайших президентов в американской истории (доказательством этого служит его бюст на горе Рашмор), Рузвельт был автором бестселлеров, историком, военным стратегом, защитником природы (а также успешным охотником), героем войны, губернатором штата Нью-Йорк, комиссаром полиции Нью-Йорка, вице-президентом Соединенных Штатов, помощником министра ВМФ, владельцем ранчо, спортсменом (несмотря на детские болезни), прогрессивистом (с прописной и строчной буквы), первым американцем, получившим Нобелевскую премию мира (в 1906 г.), и вдохновением для самой популярной плюшевой игрушки в мире. Помимо всего этого, он был другом еврейского народа.
Рузвельт был первым президентом, который назначил еврея на должность в своем кабинете, защитником прав евреев в стране и за рубежом, активным сторонником еврейского государства в Палестине, защитником (главным образом) иммиграции на основании своих отношений с еврейскими и нееврейскими иммигрантами, которые поселились в его родном городе Нью-Йорке, и заступником евреев после кишиневских погромов 1903 года. Он даже держал на всеобщем обозрении две меноры в своем поместье Sagamore Hill на северном берегу Лонг-Айленда.
Особые отношения Рузвельта с евреями зародились во время его работы на посту комиссара полиции в Нью-Йорке, который он занял в 1894 году. Он восхищался старанием иммигрантов улучшить свою жизнь благодаря тяжелому труду, отдавая дань их физической силе, ссылаясь на «одного знакомого еврея с хорошими физическими способностями, который увлекался боксом, борьбой и тому подобным». (Сам Рузвельт потратил немало сил, дабы превратиться из слабого, больного ребенка в легендарного ковбоя, и он ценил это устремление в других). В своей автобиографии он писал о том, что не раз встречал «превосходные образчики отменной службы - отличной работы, требующей стойкости и трудолюбия в полицейском управлении под моим руководством - у полицейских с еврейскими корнями».
Рузвельт проявил задатки проницательного политического тактика, которым он станет, будучи еще комиссаром, когда члены еврейской общины попросили его запретить митинги с участием антисемитского проповедника из Германии Германа Альвардта. «Конечно, я сказал им, что не могу - что право на свободу слова должно сохраняться, если он не подстрекает их к бунту, - писал Рузвельт. – Обдумав ситуацию, однако, я понял, что есть один способ, с помощью которого я мог бы устранить большую часть ущерба, который он пытался учинить». Рузвельт назначил несколько дюжин евреев-полицейских в охрану Альвардта, таким образом «выставив его на посмешище».
Президент Маккинли назначил Рузвельта помощником министра ВМС в 1897 году. Рузвельт подал в отставку через год, чтобы принять участие в испано-американской войне. Несмотря на то, что у него не было никакого военного опыта, если не считать службы в Национальной гвардии Нью-Йорка, Рузвельт сформировал первый добровольческий кавалерийский полк США и повел своих людей в бой против испанцев на Кубе. Его так называемые «Мужественные всадники» были разномастной группой, в которую входили такие же, как он, выходцы из университетов «Лиги плюща» (Рузвельт учился в Гарварде), коренные американцы, ковбои и значительное число евреев. Первым «мужественным всадником», погибшим в бою, был Джейкоб Вилбуски, 16-летний еврей и ковбой из Техаса. Содействие Рузвельта в борьбе с испанцами пригодилось ему в следующем году, когда ему понадобились голоса евреев во время выборов на пост губернатора штата Нью-Йорк. Объявления на идише, пропагандирующие кандидатуру Рузвельта, наводнили Нижний Ист-Сайд, связав его кампанию против испанцев с местью за инквизицию 1492 года.
С этого поста ему было проще выйти на национальную арену, и в марте 1901 года Рузвельт дал присягу в качестве вице-президента. Поверье, что вице-президента от президента отделяет лишь шаг, всего лишь заблуждение, но в случае Рузвельта оно подтвердилось: в течение полугода МакКинли стал жертвой пули, выпущенной убийцей. Рузвельт занял Белый дом и легко выиграл второй срок в должности в 1904 году.
Рузвельт был первым президентом, который назначил еврея в свой кабинет. Он дал Оскару Соломону Штраусу должность министра торговли и труда, и этот пост также возложил на него ответственность за Бюро иммиграции США. Штраус, родившийся в Германии, ранее занимал пост посла в Османской империи - должность, которую он займет при преемнике Рузвельта Уильяме Говарде Тафте. Позже Штраус стал президентом Американо-еврейского исторического общества. Братья Штрауса, Нейтан и Исидор Штраус, совместно владели универмагом R. H. Macy & Co., а позже они приобрели магазин, который станет Abraham & Straus. (Исидор Штраус трагически погиб на «Титанике»). Внук Штрауса Роджер В. Страус-младший основал издательскую компанию Farrar, Straus & Giroux.
Будучи президентом, Рузвельт послал решительное письмо с упреком российскому царю в 1903 году после убийства 49 евреев в Кишиневском погроме. Подобные погромы вызвали волну еврейской иммиграции в Соединенные Штаты из Восточной Европы и России, и эта ситуация не всем была по нраву. Рузвельт, однако, сопротивлялся попыткам остановить поток. Он выступил против маркировки евреев как отдельной расы в паспортах, сказав: «Я не приемлю, чтобы человек вписывался в паспорт как иудей, как епископалец, или баптист, или католик». Он продолжил: в этой стране нет места для американизма с дефисом. Когда я имею в виду американцев с дефисом, я не имею в виду натурализованных американцев. Некоторые из самых лучших американцев, которых я когда-либо знал, были натурализованными американцами, американцами, родившимися за границей». Эти слова и сейчас звучат очень мощно.
Рузвельт получил Нобелевскую премию мира в 1906 году за роль посредника в русско-японской войне. Он внес часть своих премиальных в Национальный совет по вопросам благосостояния евреев. В 1918 году, вскоре после декларации Бальфура, которая одобрила создание государства для еврейского народа на Земле Израиля, Рузвельт сказал: «Мне кажется, совершенно правильно создать сионистское государство вокруг Иерусалима», предполагая, что мир наступит, только если евреи получат Палестину.
Что до сих пор остается загадкой, так это почему Рузвельт хранил две меноры в своем имении. Подарок от Сары Бэнкрофт Ливитт, которая не была еврейкой, канделябры с семью ветвями - еврейские символы с отсылкой на те, которые использовались в древнем храме в Иерусалиме.
Что касается всем известных симпатичных пушистых маленьких медведей, названных в его честь, то владелец кондитерской из Бруклина Моррис Мичтом был вдохновлен карикатурой Рузвельта, отказывающегося застрелить медведя, которого его товарищи привязали к дереву после пяти неудачных дней охоты. Его жена Роуз Мичтом сшила мишку за одну ночь, и они поместили его в витрину с надписью «Мишка Тедди». К концу дня Мичтом получил заказ еще на дюжину. Мичтом родился в России в 1870 году, приехал в Америку в 17 лет. Он хотел удостовериться, что президента не оскорбляет его игрушка, поэтому отправил первого плюшевого мишку (который сейчас выставлен в Смитсоновском институте) в качестве подарка детям Рузвельта с запиской с просьбой разрешить назвать его «Мишкой Тедди». Разрешение было предоставлено, и медведей начали скупать так живо, что супруги закрыли свою кондитерскую и основали компанию Ideal Novelty and Toy, которая массово производила плюшевых медведей вплоть до 1970-х. Мичтомы поделились прибылью от продажи медведей с Обществом помощи еврейским иммигрантам, Еврейским национальным фондом и другими схожими организациями.